Древняя магия ч. 1
Сознание первобытного человека отличается целостностью восприятия. Для дикаря всё, что есть в мире, связано между собой невидимыми узами. Соответственно, если каким-то образом повлиять на один предмет, это влияние распространится и на другие вещи, связанные с ним. Английский исследователь Джеймс Джордж Фрэзер назвал такое мировоззрение «магией»; современные учёные относят его к религии — анимизму. Давайте рассмотрим на примерах, как действует эта магия.
Источник изображения
У многих первобытных племён существовало табу на имя. Так, австралийские аборигены скрывали от посторонних свои имена, потому что думали, что произнесение имени в негативном контексте (или, тем более, в специальном ритуале) может повредить душу человека и заставить его болеть.
Древние египтяне в своей культуре сохранили пережиток дикости, который предписывал им использовать 2 имени — «большое» и «малое», они же «истинное» и «доброе». Малое (доброе) имя использовали при обращении к человеку, большое же было предназначено для религиозных церемоний; оно держалось в тайне и было известно только избранным.
Во многих случаях табу на имя накладывалось не постоянно, а только по обстоятельствам. Например, у негров из племени бангала (Верхнее Конго) в традиционных условиях нельзя было называть по именам рыбаков, ушедших за добычей. Вместо имени использовалось слово «mwele». Эти люди верили, что если назвать настоящее имя рыбака, то его услышат злые духи и навредят человеку.
В этих примерах видно, что в сознании первобытного человека личное имя напрямую связано с его носителем. Имя воспринимается как часть конкретного человека или его души, манипуляции с именем приравниваются к колдовству.
В следующем посте я опишу другие примеры «магического» восприятия.
По материалам книги Дж. Фрэзера «Золотая ветвь»