Какой он, Путь воина? Самурай на распутье
Доброго всем времени суток!
Еще в далекой древности, когда на территории Японии регулярно бушевали войны, возникли некие идеализированные правила и понятия, эдакий кодекс, которым должны были руководствоваться члены самурайского сословия.
Кодекс этот, конечно же, возник не не с пустого места. В истории страны восходящего солнца есть множество периодов, таких, например, как период Генпейской войны за власть (13 век) и период Великих войн (эпоха Сэнгоку) 14-17 веков, когда самураи должны были показывать свою отвагу, несгибаемость и готовность умереть за своего хозяина в любой момент. Самурай должен был быть смел, благороден, искренен, справедлив и, самое главное, верен своему господину до самого конца жизни. Любой самурай считал своим долгом умереть в бою, защищая честь и славу своего господина и его семьи.
Символом самурая была цветущая сакура, поскольку как прекрасный цветок сакуры может быть внезапно сорван, так и самурай может в любой момент потерять свою жизнь в расцвете сил и славы.
Так было до 17 века, пока не кончилась эпоха Сэнгоку. Тогда, Токугава Иэясу, став сёгуном (высшее воинское звание в стране, до 1868 года сёгун - фактически лидер всей страны) Японии в 1603 году, завершил объединение разрозненной, измученной нескончаемыми войнами Японии под своей властью. Наступила эпоха Великого Мира. На очень долгое время кровавые сражения остались далеко позади.
Что же случилось с самураями? какие метаморфозы произошли с этим военным сословием? Отвечаю — весьма и весьма значительные! Вместе с наступлением мира, сёгунат Токугава начал работу над созданием стройной государственной системы управления. В ней самураям, которые в мирное время фактически остались без работы, были уготовлены места государственных чиновников. Буси (так называли самураев) превратились в серых бюрократов, которые проживали в процветающих городах в окружении роскоши и даров повсеместной урбанизации общества. Поля сражений и воинская слава остались в прошлом.
Тогда, в наступившую эру всеобщего мира и гармонии, многие самураи совершенно закономерно стали задумываться: что же теперь значит быть самураем? Изданные сёгунатом в 1615 году Предписания, касающиеся домовладения самураев, обращали внимание на двойственную природу предназначения самураев в новом режиме. По этому документу они, помимо изучения боевых искусств и почитания старых традиций, должны были изучать книги, музыку, художественное искусство и т.д. Вопрос о том, как можно чтить традиции прошлого и исполнять новые гражданские обязанности, вылился в долгие споры. В результате этих споров и возникла концепция Бусидо, или Путь воина.
Одним из первых людей, кто обратил свое внимание на новую концепцию, стал один из самых выдающихся фехтовальщиков в истории Японии, мастер меча Миямото Мусаси.
Свой трактат «Книга пяти колец» он начинает с того, что полностью отвергает культ смерти и объявляет, что любой воин должен стремиться к успеху и славе. Существующий веками Путь воина, заключающийся в решительном принятии смерти, отрицался им целиком и полностью. Мусаси говорит о том, что «монахи, женщины и крестьяне также могут отважно встретить смерть». Подлинное же отличие самурая от остальных заключается в том, что он использует военную стратегию и выучку для победы над врагом, и тем самым добывает славу для себя и своего господина. Для Минамото сердцем бусидо было стремление не к смерти, а к завоеванию славы в этом мире и в это время. Эта цель требует от воина пребывания в постоянной готовности, знания своего врага (его характера, традиций и т. д.) и понимания себя.
Еще один философ и ученый того времени, Ямага Сокё, имел несколько иной взгляд на этические стандарты, которых должны были придерживаться самураи.
Именно ему принадлежит разработка концепций, которые помогли более точно определить Путь воина. В своих трудах «Сущность учения воина» и «Путь самурая» Ямага пытался найти ответ на вопрос, что должен делать самурай в изменившейся ситуации, какое место ему уготовлено в мире, где больше не надо сражаться, но и заниматься торговлей тоже нельзя. Опираясь на древнекитайские трактаты, Ямага установил, что с приходом в страну эпохи Великого спокойствия японские буси должны посвятить себя изучению книг, а также заниматься музыкой, поэзией и другими искусствами, так же как это делали китайские мудрецы и ученые. Кроме того, Сокё считал, что самураи должны воспитывать в себе чистоту, подлинность и искренность — это считалось основой добродетели и главными принципами, на которых должно строиться общение между людьми. Наиболее благородным проявлением сущности воина «нового времени», по мнению Ямага, было высокоморальное поведение во время службы своему господину и в качестве воина, и в качестве чиновника. Ямага напоминал самураям, что они должны оставаться воинами и почитать своих предков, однако времена все-таки изменились, и в новую эпоху, когда на первый план вышли гражданские обязанности самураев, у них должны быть другие приоритеты. Самурай-чиновник должен был чтить принцип искренности и чистоты, управлять добродетельно и не делать ничего «во вред» людям.
В 1700 году, через несколько лет после того как Ямага переработал кодекс поведения буси, самурай Ямамото Цунэтомо заявил о своем намерении совершить ритуальное самоубийство после того, как умер его господин. Надо сказать, что несмотря на смену эпох, до середины 17 века среди таких же как Ямамото консервативных самураев, которые не принимали новые концепции пути воина и отвергали модель «самурай-чиновник», было распространено совершать самоубийства из соображений преданности хозяину, как в старину. Остановилось это только в 1664 году, когда сегунат запретил самураям совершать дзунси (ритуальные самоубийства). В связи с этим Ямомото Цунэтомобыл вынужден оставить эту идею, после чего он оставил самурайские обязанности и уединился в маленькой хижине далеко от города.
Ведя жизнь отшельника, до самой своей смерти Ямамото записывал свои рассуждения по поводу жизни и долга. 1300 коротких историй он собрал в одну книгу под названием «Сокрытое в листве». В этом труде Ямамото отвергает всяческие попытки властей и таких интеллектуалов, как Ямага Сокё и Миятмото Мисаси, приручить самураев.
Он не разделял идей о навязывании самураям изучения книг, считал образованность вещью хорошей, однако ведущей к ошибкам. К своему неприятию интеллектуальности Ямамото добавлял призрение к искусствам, считал их «гибелью для тела» и утверждал, что «человек, занимающийся искусством, является художником, а не самураем!».
В противоположность новым веяниям, Ямамото превозносил старый идеал личной преданности. «Быть самураем, - говорил он, - значит посвятить свое тело и душу своему господину».
Наряду с абсолютной верностью вассала, труд Ямамото содержит множество эпизодов, которые прославляют смерть. Для Ямамото быть настоящим самураем — это значит искать способ достойно умереть. «Умирай каждое утро в своем сознании, и тогда ты не будешь бояться смерти» - призывал он в "Сокрытом в листве".
Хотя его труд и не проник далеко за пределы его родины, домена Сага, данные им установки затронули сердца очень многих самураев, которые поверили, что они являются частью древнего кодекса чести военного сословия.
В начале нового времени буси отчаянно цеплялись за традиционное представление о том, что отвага, честь, преданность и готовность встретить смерть в любую секунду по-прежнему имеют смысл. Однако к старым идеалам они добавили новые, создав "новый путь воина", согласно которому каждый обязан использовать возможности, которые встретятся на его пути. В качестве высшей добродетели стала считаться чистота помыслов. Гордится теперь можно и нужно было теми обязанностями, которые предусматривал статус самурая, то есть служением правительству и способствованием процветанию жителей страны!
На написание поста меня вдохновило несколько прекрасных книг по истории Японии. Это "От сегуната Токугавы - в 21 век." Джеймса Мак-Клейна и "Япония в эпоху Токугава" Н. Ф. Лещенко. Если кто интересуется историей этой страны - советую! Если лень/нет времени читать, но хочется знать побольше - милости прошу в мой блог! Впереди еще много всего нового и интересного, в том числе и про Японию! :)