Изучаем историю искусств. Особенности архитектуры древнего Египта

Буквально на прошлой неделе у меня выходил материал, посвящённый архитектуре древней Греции. Там довольно подробно описывались её основные каноны и ордеры, рассматривались аналогии древнего зодчества с современностью. Однако если брать во внимание архитектуру прошлого в целом, то наиболее древним видом зодчества можно считать не архитектуру Греции и Рима, а монументальное храмовое искусство строителей древнего Египта.

Нет-нет, мы не станем с вами говорить о пирамидах. Не ждите от меня также версий с датами создания как этих удивительных и сложных сооружений, так и многих других монументальных построек той отдалённой эпохи. В сети имеется достаточно статей, где авторы предлагают рассматривать за истинную каждый свою дату постройки пирамид и сфинкса. Не стану отрицать, точка зрения на сей счёт есть и у меня. Но поговорим сегодня не столько о датировках, сколько об особенностях архитектуры Египта. Той самой, которая однажды возникла, а затем тысячелетиями сохранялась неизменной в своих основных формах на территории Северо-восточной части Африки. Ниже я постараюсь дать некоторую сравнительную оценку зодчеству древних Египтян и искусству Греции.

Если я скажу, что архитектура древнего Египта произвела на меня впечатление, я слукавлю. Она потрясла меня! Когда мы с супругой впервые попали в Карнакский храм, уже тогда я вдруг понял, сколько труда и человеческих ресурсов было потрачено для возведения всех его многочисленных сооружений.

Если внимательно рассматривать гигантские по размеру колоннады древних построек, то очень скоро становится видна аналогия двух архитектур - Египта и Греции: вот колонны, а вот – балки-архитравы, здесь круглые основания, а сверху колонн даже присутствуют капители, напоминающие чашечку цветка.

О том, чья архитектура возникла раньше, говорят простые исторические хроники. Если Прфенон и Акрополь датируются 300-600-ми годами до Рождества Христова, то архитектурные памятники древнего Египта даже по этим приблизительным меркам гораздо старше, так как многие постройки были сделаны ещё за 2-3 тысячи лет до эпохи древних Афин и Спарты. Уже тогда, в древнем Египте, это были мощные сооружения, где по всем правилам архитектуры присутствовали и основание, и колонны, и верхние перекрытия. Есть ряд версий, в которых утверждается, что архитектура Египта гораздо старше официально признанных дат. Возможно, всё началось не 4-5 тысячелетий назад, а гораздо, гораздо раньше. 

Чем же выделяется древнеегипетское зодчество на фоне культурных памятников других стран? Во-первых – это тотальный монументализм. Разглядывая сооружения древних жителей Египта, тебя не покидает ощущение, что всё это строилось не людьми и не для людей. Гигантские и толстые колонны больше напоминают ноги гигантских слонов, чем подпорки для потолков зданий. Есть несколько версий того, что они собой олицетворяют. Самая популярная – это тугие снопы колосьев, запечатлённые в камне. 

Если рассматривать строение каждой колонны, то состоит каждая из них из отдельных, идеально подогнанных между собой элементов. Балки сверху колонн служат основой для перекрытий потолка или крыши. Строились все сооружения на мощных основаниях, состоящих из многотонных плит и блоков, равномерно уложенных в самом низу. Существует несколько основных видов колонн, характерных стилям разных царств древнего Египта. Иногда в одном и том же сооружении использовались колонны разного стиля.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/251121/0fe15c1e-0a91-4104-b26f-2408d95b2faa/s800

Все сооружения в древнем Египте в разные временные периоды подвергались красочному декорированию. Египтяне – великолепные мастера работы с красками. Множество храмов, дворцов и гробниц были расписаны с особой тщательностью красками различных цветов. До сих пор, спустя тысячелетия, встречаются прекрасно сохранившиеся образцы росписи и красочных декораций.

Для стиля той древней эпохи характерны огромные обелиски. Как правило, высекались они в форме четырёхгранного шпиля и установленные вертикально на невысоком основании. Располагали обелиски на площадях перед храмами, причём с обеих сторон здания. Только много позже в Европе появилась мода на подобные сооружения. Имераторы древнего Рима как-то даже умудрялись перевозить их на Пиренейский полуостров и устанавливать перед дворцами и на площадях. Самый большой из древних обелисков – весом в 230 тонн и высотой 32 метра – происходит из Карнака, и ныне стоит перед Латеранской базиликой в Риме.

Если говорить о барельефах (объёмных, слегка выступающих скульптурных изображениях на плоских плитах камня), которыми украшались стены дворцов и храмов, то можно вообще сделать отдельный пост на данную тему. Детализация этих элементов такова, что можно подолгу рассматривать их, пытаясь разгадать символы иероглифов, которыми вдоль и поперёк расчерчены изображения из сцен повседневной жизни древних Египтян. Что примечательно, изображения на многих барельефах (кроме мелких иероглифов) не вогнутые, а выпуклые, то есть часть плиты камня стесана, чтобы остался рисунок, и только затем рисунок закруглялся, и деталям сцен придавались дополнительные черты. Издалека плита с египетским барельефом напоминает плитку шоколада или печенье с тонким рисунком. Есть версия, что Египтяне не высекали барельефы, а делали отливки неизвестным способом, однако не все исследователи-историки с этим согласны.

В древней Греции и Риме зодчие также использовали элементы рельефного декора. Более того, именно в этих странах появились горельефы (очень объёмные скульптурные изображения на плитах камня). Правда, Египтяне применяли для рельефов плиты базальта и гранита, а в Греции и Риме использовали для этих целей более податливый мрамор.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4107/pakharenko-m.d/0_1bf9d_6d785004_orig

Примерно так же обстояло дело и со скульптурой. До сегодняшнего дня дошли многие шедевры Древнеегипетских мастеров, которые высекали изваяния богов, сфинксов, фараонов и знатных жрецов из твёрдых пород камня. Существует множество памятников древности, идеально выполненных по всем правилам симметрии. До сих пор до конца не понятно, каким именно способом достигался подобный результат обработки камня. В отличие от более поздних эпох, скульптура древних Египтян была крайне строгой и лаконичной. Боги и люди на этих изваяниях почти всегда лишёны мимики или движения. Впрочем, именно этими скульптурами вдохновлялись древние Греки и Римляне, когда высекали изваяния Олимпийских богов в  храмах Зевса, Афины или Аполлона. Правда в античную эпоху мастера-скульпторы старались делать это как можно более натуралистично, и не скупились на дополнительные формы и черты лиц, детали фигур или складки одежды.

Подводя итоги, можно отметить некоторое родство стиля древнеегипетского зодчества и архитектуры древней Греции. Существует множество исторических исследований, где учёные приходят к выводу, что, скорей всего, здесь сказалась относительная близость двух территорий и культур. По мнению многих специалистов, взаимопроникновение культур существовало в разные века и периодически поддерживалось через военные и торговые пути. Оно и понятно, ведь, если бы мы взяли и сравнили зодчество древней Европы с архитектурой Центральной Америки, то тогда бы мы нашли гораздо, гораздо  меньше аналогий.

Источники фотографий: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 

образованиеисторияискусствотворчествоарт
38
21.566 GOLOS
0
В избранное
Yurchello
На Golos с 2017 M06
38
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые