Сайт работает в режиме только на чтение.

Цыганский феномен

Феномен цыганского народа – единственный в своем роде. Разбросанные по разным странам, они везде сохранили во многом древний уклад жизни, обычаи, обряды. Как будто стороной прошли мимо них изменения в мире, коснувшись только краем.

Удивительная история цыган уходит в далекое прошлое. В ней много темных пятен, связанных с отсутствием документов и свидетельств, но то, что сохранилось, пристально изучается учеными.

Полукочевое племя, расселившееся по всей Европе, Азии и северной Африке, вышло из Индии. 

Об этом свидетельствует изучение санскрита, индуистских и цыганских наречий. По одной из версий их предки около 400 лет жили на территории Персии, прежде чем появиться в Византии, откуда они распространились по миру.

Волны миграции были связаны и с политическими событиями,когда народ снимался с места, и с голодом, и с гонениями.

Племя это у разных народов носило и носит разные названия. Сами цыгане называют себя «ромами» («ром» - человек). Название «цыгане» распространилось больше всего в восточной Европе, тогда как на западе их называют чаще всего «египтянами», во Франции – «богемой», в Испании – «гитанами», в Греции – «атсинканами».

Выходцы из Индии, они ближе всего к народностям – джаты и паты. Летописные свидетельства указывают на то, что в разные части Азии и Европы цыгане проникли в период между XI и XV веками разными путями. В России о них встречаются упоминания впервые только около 1500 г.

История цыган и их перемещений по миру полна драматизма. Где-то попытки сохранить свой родовой уклад жизни не приветствовался властью – принимались дискриминационные законы, которые сгоняли цыган с места, хотя поначалу среди них было много умельцев – работа с металлом, ковка, ювелирное искусство, которые были востребованы обществом.

Пока государства были не столь сильны, цыгане жили рядом с титульным народом оседло, своим миром и укладом, но усиливающемуся и централизованному государству такие объединения были не нужны. Автономность и независимость цыган раздражала и входила в противоречие с законами.
В такие периоды семьям и родам приходилось сниматься с места и кочевать, возвращаться к своему первоначальному образу жизни.

Теряя возможность заниматься ремеслом, приходилось воровать, мошенничать и нарушать законы.
В образе жизни цыган обращает внимание их неудержимая страсть к передвижению, к кочевому образу жизни, несмотря на строгие законы. 

В России попытка приписать их в XIX веке к определенным пунктам вызвала волну миграции и массовое переселение в Румынию и на Балканы.

Удивляет также и сохранившийся веками быт и традиции, несмотря на место расселения. Занятия, в которых были мастерами оседлые цыгане - коновалы, лошадиные барышники, лудильщики, кузнецы, слесари, котельщики, золотых дел мастера, мелкие торговцы. Среди женщин – гадальщицы, но также было много и мелких мошенников и аферистов.

Таборы и сейчас живут довольно закрытой жизнью, где женщине отведена роль матери и добытчицы, браки с другими народами не приветствуются, но и не запрещаются. Цыгане любят детей, и даже готовы принять в семью брошенных и беспризорных. Почитание старших – закон, идущий из глубины веков.

Характерно относительно высокое положение женщин – мужчина, вступающий  в брак, обыкновенно переходит в род жены, а не наоборот. В таборах сохранилось родовое устройство, главную роль играет старейшина или глава рода.

Интересно, что в каждой стране они исповедуют религию титульной нации, не будучи по-настоящему религиозными, поскольку сохраняют во многом веру в магические древние обряды, гадания и ритуалы, сохранившиеся с дохристианского времени.

Вплоть до середины 20 века во многих странах были гонения на цыган, а Гитлер считал их, наравне с евреями и славянами, недостойными жизни.

«При Гитлере еврейская национальность автоматически превращала вас сперва в преступника, а затем во что-то вроде багажного тюка с этикеткой в виде желтой звезды, который отправляли поездом в никому не ведомые лагеря – почти сразу же или чуть попозже, но все же с некоторой отсрочкой. Зато принадлежность к цыганскому племени незамедлительно превращала человека в мишень, тем более что людей этой национальности было немного, и это позволяло расправляться с каждым из них безо всяких затруднений. " (Ф. Саган "Рыбья кровь")

Цыгане со своим родовым укладом и нежеланием социализироваться и сейчас доставляют хлопоты властям и народам, среди которых живут.

 Женщины продолжают промышлять попрошайничеством, мужчины – аферами, но сейчас, по-моему, они не так опасны, как раньше, потому что живут более оседло, и за ними власти могут приглядывать.

Музыкальные и артистические традиции цыган оказали значительное влияние на культуру разных народов.

Цыгане в литературе и искусстве

Окруженная романтическим ореолом цыганская жизнь часто привлекала писателей и поэтов. Достаточно вспомнить раннюю поэму Пушкина «Цыгане», где образ вольного народа противопоставлен эгоистичному герою света. Естественный уклад жизни, близость к природе, отсутствие буржуазных ценностей привлекли и героя пьесы Льва Толстого Федора Протасова («Живой труп»), а уж цыганские песни – это вообще предмет поэтического вдохновения.

В них сила есть пустыни знойной
И ширь свободная степей,
И страсти пламень беспокойный
Порою брызжет из очей.

В них есть какой-то, хоть и детский,
Но обольщающий обман.. .
Вот почему на раут светский
Не променяем мы цыган.

(Апухтин)

Поехать «к цыганам» было одним из развлечений золотой молодежи и состоятельных людей в России 19 – начала 20 века. Это и в «Бесприданнице» Островского – лучший пример времяпрепровождения богатых купцов и мелких чиновников.

Не обошли вниманием эту тему и западноевропейские авторы.

Прекрасная Эсмеральда, в которую влюбился несчастный горбун в «Соборе Парижской Богоматери» Гюго, была цыганкой.

Самая знаменитая – Кармен из новеллы Проспера Мериме стала героиней оперы Жоржа Бизе и балета, поставленного в 1845 в Мадриде знаменитым балетмейстером Мариусом Петипа, а потом одноактного балета «Кармен-сюита» Родиона Щедрина, в котором блистательно танцевала Майя Плисецкая.

Везде - романтический образ гордой, красивой и страстной женщины возбуждающей желание, пленяющий окружающих мужчин. Цыганка – роковая женщина. Она играет чувствами героя, она непокорна, естественна и лишена жеманства.

Яркие наряды, томные взгляды, надрывные песни – вот наши представления о цыганах и их культуре. 

Театр «Ромэн», созданный в СССР, чтобы сделать часть представителей кочевого племени оседлыми, нес цыганскую культуру с песнями, танцами, звенящим монистами, гитарными переборами… 

Николай Сличенко и Владимир Козин были кумирами поколения моей мамы, любимцами публики. В России всегда любили цыганский фольклор.

Знаменитая «Цыганочка» играется во всех русских эмигрантских ресторанах и пользуется спросом, особенно, если человеку хочется «поностальгировать» по родине.

Фламенко

История этого зажигательного испанского танца восходит к традициям цыганских переселенцев, появившихся там в 15 веке из Византии. Расселились они в Андалусии и начали вливаться в окружающую среду, впитывая национальные традиции и привнося в них свои. Из сплава испанских и цыганских мелодий и танцев родился феномен фламенко.

Долгое время искусство это было принадлежностью таверн, а потом пошло на сцену и стало популярным. Страстный танец, развитие которого идет по нарастающей, когда музыка, пение и танец сплетаются в едином порыве, создавая совершенно уникальное зрелище. Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника препятствуют точной записи музыки и танца, поэтому искусство передается от мастера к ученику.

Элегантный, полный эмоций и драматизма танец, вызывает сильные чувства у зрителей.

В нем сплелись цыганские и испанские мотивы, печаль и страсть, любовь и ненависть. Как будто вечная история скитаний по миру, когда единственным связующим звеном между людьми была любовь, воплотилась в этом необыкновенном зрелище.

«И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!.. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви»
(А. Блок)

До встречи на Голосе! С любовью, ваша @sofya

Литература : БЭ под ред. С.Н.Южакова, Спб, 1909

обществоисториякультураchaos-legionpsk
143
164.331 GOLOS
0
В избранное
sofya
Автор-книголюб, по иронии судьбы жизнелюб и путешественник - по странам, литературе, истории, делится наблюдениями без занудства и с юмором
143
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (12)
Сортировать по:
Сначала старые