Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
sofya
6 лет назад

За что русский философ Петр Чаадаев был объявлен сумасшедшим?

Многие из нас помнят эту фамилию из школьной программы, поскольку учили наизусть пушкинское стихотворение «К Чаадаеву».

Помните: «Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман…Но в нас горит еще желанье…»

Учили мы эти строки, чтобы оттарабанить у доски, не понимая, что за «тихую славу» и «юные забавы» упоминает поэт, но строчки, врезавшиеся на всю жизнь, помнит, я думаю, каждый:

«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»

Стихотворение, написанное в 1818 году, распространялось в списках, впервые в сокращенном виде было опубликовано в 1829 году, а полностью – в 1901.

Петр Яковлевич Чаадаев (1793 – 1856 ) был уникальным человеком: один из первых русских мыслителей, который задумался о судьбе России. 

Он был прекрасно образованным, острым на язык, ярким собеседником, к мнению которого прислушивался свет. В детстве воспитывался в Москве в доме своей тетки, княжны Щербатовой, на попечении которой остался после смерти родителей.

Уже в 12 лет показал блестящие способности, в основном за счет самостоятельного чтения и размышлений. К 17 годам поражал окружающих глубокими познаниями в разных науках, что не мешало ему блистать на балах и вести светскую жизнь. 

Некоторое время Чаадаев посещал Московский университет, но курс не закончил и отправился на службу. Участвовал в наполеоновских войнах. Вышел в отставку, познакомился и подружился с Пушкиным и будущими декабристами.

Неприятности по службе и пошатнувшееся здоровье побудили его отправиться в путешествие за границу. За это время он посетил Англию, Францию, Швейцарию, Италию и Германию. Вернулся в Россию в 1826 году, после расправы над декабристами, и поселился в доме у своих друзей на улице Басманной, за что был прозван «Басманным философом».

Поездка по Европе настолько поразила его, что он погружается в изучение истории России, философии и богословия. Ему не дает покоя вопрос : «Почему Россия так отстала от европейских стран? Почему жизнь там, за границей, намного комфортнее, народ – грамотнее, свобод – больше?»

Результатом поисков и размышлений стала единственная опубликованная им статья в журнале «Телескоп» в 1836 году под названием «Философическое письмо».

Текст вызвал эффект разорвавшейся бомбы и стал сенсацией для все читающей России. «Письмо» сделало автора известным, но имело неприятные последствия не только для него, но и для всех, причастных к его публикации. Журнал был немедленно закрыт, его редактор Надеждин сослан в Усть-Сысольск, а цензор, пропустивший крамольный текст в печать – уволен.

Сам Чаадаев был объявлен сумасшедшим: «Принимая в соображение болезненное состояние несчастного, правительство в своей заботливости и отеческой попечительности предписывает ему не выходить из дому и снабдить его даровым медицинским пособием и назначить подведомственного врача». 

Фактически это был домашний арест, за соблюдением которого наблюдали полицмейстер и врач, которые посещали его каждую неделю.

Что же такого «ужасного» было написано в «Философическом письме», что вызвало такую реакцию самого царя и власть придержащих?

Увидев в Европе расцвет цивилизации, развитие науки, философии, литературы и искусства (все это в России было в зачаточном состоянии – Россия рванула в 19 веке, в искусстве и литературе), он сделал вывод, что европейские народы, развивавшиеся в одном культурном поле, в лоне католической церкви, воздействуя друг на друга, так далеко ушли вперед, потому что были вместе.

Россия, в которой православная церковь, подмятая под власть еще при Петре 1, не была так свободна, да и православные народы, разобщенные и разрозненные, не смогли сделать такого рывка. Поэтому здесь нет славных имен философов, ученых, писателей мирового уровня.

Вот за такие горькие строки первого русского мыслителя обвинили в сумасшествии: «Исторический опыт для нас не существует; поколения и века протекли без пользы для нас…Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его, мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничего не содействовали прогрессу человеческого разума…ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины… В то время, как христианский мир перестраивался заново, мы по-прежнему прозябали, забившись в свои лачуги, сложенные из бревен и соломы…Хотя мы и назывались христианами, плод христианства для нас не созрел».

Досталось от мыслителя православной церкви, которая не противилась крепостному праву, в то время как в других странах именно священники были инициаторами уничтожения рабства, первыми показывая пример освобождения своих крестьян: «Почему, наоборот, русский народ подвергся рабству лишь после того, как он стал христианским, а именно, в царствование Годунова и Шуйского? Пусть православная церковь объяснит это явление».

И все в таком духе. Критика церкви и власти. 

И даже народа, который был доведен до состояния, вызывающего негодование автора: «У каждого народа бывает период бурного волнения и роста… У нас ничего этого нет. Сначала – дикое варварство, потом - грубое невежество, затем – унизительное иноземное владычество, дух которого унаследовала наша национальная власть…»

Конечно, такие мысли и строчки не могли пройти незамеченными. Никогда еще никто в России так сурово и горько не писал о ее судьбе и истории. 

Впервые, наверное, русским мыслителем был поставлен вопрос: «Где место России? Между Западом и Востоком, посредине, но куда мы склоняемся больше?» 

Автор приходит к выводу, что путь России – европейский, наша культура тяготеет туда, а никак не на Восток. Не буду больше цитировать этот текст. Кому интересно, легко найдет его и прочитает.

Резонанс, произведенный «Письмом» был оглушительный. Общество разделилось на два противоположных лагеря – одни была «за», другие – «против». 

«Письмо» поразило всех резкостью суждений и беспощадными выводами. Раздавались такие проклятия в адрес автора, что некоторые студенты собирались мстить ему с оружием в руках, в то время как многие мыслящие люди смогли критически посмотреть на проблемы страны, освободившись от тумана национального самообольщения.

В России разразилась полемика «западников» и «славянофилов», пробудилась живая мысль, что было само по себе благом для «спящего» после разгона декабристов общества.

Надо сказать, что к Чаадаеву относились с уважением, и те, и другие, потому что в то время более глубоких познаний не было ни у кого, да и обобщений такого уровня никто в России еще не делал. Для этого нужна была энциклопедическая образованность, глубокий аналитический ум и умение мыслить нестандартно, как бы сегодня сказали - креативно.

Официальная доктрина «православие+самодержавие+народность» трещала по швам, поскольку не выдерживала никакой критики под градом упреков и нелицеприятных вопросов, обращенных в «Письме» непосредственно к царю и церкви.

Сочинения Петра Чаадаева были впервые изданы на французском языке в 1862 году, через несколько лет после смерти автора.

P.S. И сегодня, перечитывая его письма и статьи, мы снова задаем себе вопрос: “Русь, куда несешься ты? Дай ответ…» И сегодня, как и почти два века назад, вопросы, поставленные первым русским мыслителем, остаются открытыми...

Литература: П.Чаадаев. Статьи и письма.-М., 1989

                        БЭ под ред. С.Н.Южакова.- Спб., 1909

До встречи на Голосе! С любовью, ваша @sofya

0
159.123 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (22)
Сортировать по:
Сначала старые