Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
odessa-club
5 лет назад

[Одесса в деталях] Памятник Дюку де Ришелье. Кто изображен на горельефе? Цецера или Тихе-Фортуна?

Ну что, дорогие наши читатели? Вы готовы продолжить расследование загадок и легенд Одессы? Прошлый раз мы постарались внимательно осмотреть скульптуру Дюку де Ришелье в Одессе, и обнаружили что официальное описание памятника не совсем соответствует действительности. Как оказалось у Дюка на голове дубовый венок, а никакой не лавровый. Да и одет он не в тогу, а в тунику или каракаллу. Ну а теперь давайте перейдем рассмотрению бронзовых горельефов. И поверьте, будет очень интересно.

IMG_20181129_155224.jpg

Как мы писали уже ранее, официальная версия говорит о том, что на пьедестале памятника присутствует три бронзовых горельефа. Вот что по этому поводу написал Сергей Анатольевич Мусский в своей книге "100 великих скульпторов":

Мартос изображает Ришельё в образе мудрого правителя. Он похож на юного римлянина в длинной тоге и лавровом венке. Спокойное достоинство есть в его прямо стоящей фигуре и жесте, указывающем на порт перед ним.

Лаконичные, компактные формы, подчёркнутые высоким пьедесталом с изображением аллегорий Правосудия, Торговли и Земледелия, придают памятнику монументальную торжественность.

Если мы стоим лилом к лицу с Дюком, то подойдем на правую сторону пьедестала и рассмотрим первый из бронзовых горельефов.

Как заверяют нас специалисты, на этом горельефе изображена женщина, которая символизирует Земледелие. Давайте вместе подвергнем проверке это описание. Мы постараемся найти доказательства этому утверждению, либо с помощью фактов опровергнем его.

Посмотрим на горельеф с более близкого растояния.

Мы видим женщину, одетую в платье. На плечах у нее накидка. В правой руке она сжимает что-то похожее на свиток, а может это жезл. Слева от неё расположен рог изобилия и стоит что-то похожее на лопату. На первый взгляд кажется, что она на самом деле передает символ Земледелия. Попробуем найти этому доказательства. Мы помним о том, что сама скульптура выполнена в стиле итальянской школы. Значит автор должен был придерживаться традиций этой школы и в работе с горельефами. Постараемся найти что то похожее у ранних итальянских скульпторов или художников.

Как вы наверно знаете, художники очень много внимания уделяют символике. Для этого они используют уже устоявшиеся стереотивы. В Древнем Риме были свои божества, которые покровительствовали группам людей или отдельным лицам. Посмотрим, на список римских и богов, который может помочь нам в исследовании этого вопроса. Какие божества покровительствовали земледельцам в Древнем Риме?


Богиня земли - Теллус

Посмотрим, как её изображали известные скульпторы и художники.


Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере, известный как «Бадминтонский саркофаг» (левая торцовая сторона: Теллус).

  • Белый мрамор. 260—270 гг. н. э.
  • Нью-Йорк, Метрополитен-музей.


Панель Теллус.

  • Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель). Мрамор.
  • Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Конечно тут авторы используют рог изобилия, но не совсем похоже, чтобы в качестве аллегории была использована именно она.


Богиня полей и плодородия - Церера


Ливия в образе Цереры.

  • Мрамор. Рим (?). 15—45 гг. н. э.
  • Париж, Лувр.

Кстати, очень интересно то, что это супруга Августа представлена in forma deorum (в образе богини). Как отмечают специалисты, рог изобилия, венок из цветов, фрукты и овощи являются атрибутами Цереры, богини плодородия. На горельефе похожий образ. Только женщина там держит что-то другое. Это точно не колосья Цецеры.


На этом можно было бы остановиться, но нам не дает спокойствия один элемент на горельефе. Элемент похожий на лопату. Постараемся понять, что же это.


Наши длительные исследования и предположения неожиданно привели нас к одному образу. Посмотрите, пожалуйста, на него. У этой женщины тоже есть рог изобилия. Но нам интересно то, что у нее в правой руке. Знаете кто это и что она держит в правой руке?

Тихе-Фортуна

Эта Статуя Тихе-Фортуны с неизвестной женской головой флавиевского периода.

  • Мрамор. Конец I в. н. э.
  • Нью-Йорк, Метрополитен-музей.

Как заверяют специалисты во время реставрации в конце XVIII в. к статуе Фортуны-Тихе была приставлена голова неизвестной женщины флавиевского периода (кон. I в.). Какая была голова у этой скульптуры первоначально, сейчас остается только гадать. Фортуна изображена здесь со своими атрибутами: рогом изобилия и корабельным рулем.


Вот еще Тихе-Фортуна из музея Ватикана с рогом изобилия и корабельным рулём.


Источник изображения


Итак, рог изобилия и корабельный руль. Это представилось нам очень интересным вариантом. Поэтому, мы стали искать еще дополнительные доказательства для подтверждения этому предположению. И вот что мы нашли в Пергамон-музее Берлина.


Источник изображения

Тихе, держащая рог Амальтеи или Рог Изобилия.
2132: Антония, мать императора Клавдия, держит рог изобилия, 1 век н.э. Пергамон-музей, Берлин.

Кстати, поза очень похожа с изображением на горельефе.


Вот еще одна скульптура Тихе из Altes Museum. Рог изобилия в левой ее руке.


Источник изображения

А что же у неё в правой? По всей вероятности - это жезл. Сделать такой вывод можно на основании описания монет с изображением Тихе.


Деметрий I Сотер (162—150 гг. до н. э.)

  • Тетрадрахма, серебро
  • Дата чеканки: 154—153 гг. до н. э.*
  • Монетный двор: Антиохия

АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо внутри венка.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΣΩΤΗΡΟΣ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида; слева — две монограммы.
В обрезе: ΘΝΡ (обозначение даты).


Деметрий I Сотер (162—150 гг. до н. э.)

  • Тетрадрахма, серебро
  • Дата чеканки: 162—150 гг. до н. э.
  • Монетный двор: Антиохия

АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо внутри венка.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида.
В обрезе: монограмма ΗΡ


ТИ́ХА, ТИ́ХЕ (Τύχη, «случайность», то, что выпало по жребию), в греческой мифологии божество случая; не встречается в классической мифологии, выдвинуто в эпоху эллинизма как сознательное противопоставление древнему представлению о неизменной судьбе. Тиха символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность любого факта личной и общественной жизни.
Мифы народов мира

Согласитесь! Скульптуры с образом Тихе-Фортуны очень похожи на изображение с горельефа. И поза, и рог изобилия, и жезл в руке, и корабельный руль. Кому интересно, тот может продолжить исследование относительно Тихе-Фортуны. Этот образ довольно часто использовали итальянские скульпторы. Мы лишь упомянем о том, что согласно источникам, культ Фортуны был одним из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения. Римское предание содержит ясное представление только о поздней Фортуне, отождественной с Тюхе. И как мы видим из приведенного выше примера, императорские семьи также использовали этот образ когда делали памятники своим умершим близким.

Поэтому, мы имеем все основания утверждать, что на горельефе памятника Дюку де Ришелье в Одессе изображена Богиня удачи Тихе-Фортуна с рогом изобилия, жезлом и корабельным рулем

Богиня Тихе-Фортуна являлась олицетворением Надежды, Удачи и Богатства. Она считалась добродетельным духом, посредником между богами и смертными в чьей руке находились человеческие жизни. Именно поэтому древние греки отводили ей особое место в своем поклонении.

Главным символом богини Тихе был огромный рог, внутри которого она хранила всё изобилие и богатство. Рог изобилия когда-то принадлежал козе Амальтеи, которая в младенчестве заботилась о греческом боге Зевса. Тихе постоянно носила с собой рог изобилия, иногда переворачивая его вверх дном для того, чтобы раздавать свои сокровища любому, кого она встретит на своем пути.

Этот символ очень хорошо подходил к Одессе, так как с самого основания этого города в него потянулись попытать удачу тысячи людей из самых разных уголков Земли. И довольно многие смогли очень сильно улучшить свое благосостояние и буквально разбогатеть.

В следующем посте мы продолжим рассматривать горельефы на памятнике Дюку. Уверяем вас, будет не менее интересно и увлекательно. Напишите нам, пожалуйста, в коментариях своё мнение о том, насколько убедительной была наша версия.

Всего вам самого хорошего и подписывайтесь на нас.


Предыдущие части:


P.S. Мы сердечно приглашаем всех желающих присоединиться к нам и рассказать за Одессу любые жизненные истории.


Пост написан для проекта Клуб "Одесса". Авторское право сохранено за автором публикации @yeh. Фотографии без ссылок являются оригинальными!

140
150.273 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (25)
Сортировать по:
Сначала старые