[Психология]: принять правильное решение

Привет.

В повседневной жизни мы то и дело принимаем разнообразные решения. Сделать - не сделать, поехать - не поехать, заплатить - не заплатить (а если заплатить - то сколько) и тому подобное. Чаще всего ответы на эти вопросы приходят интуитивно, без особых раздумий и взвешиваний. Это неплохо - "автопилот" существенно экономит наше время.

Смотрите: допустим, я предлагаю вам подкинуть монетку. Цена игры - 35 рублей, в случае выигрыша вы получаете 100. Многие из вас тотчас же воскликнут: "Это же отличная сделка, играем!", молниеносно подсчитав матожидание игры: 100 * 0.5 = 50, а это больше цены входного билета.

Вот бы так же безошибочно принимать решения в других ситуациях! Формулу! Формулу!

На самом деле, волшебная формула принятия правильных решений существует и довольно давно - ее определил в 1738 г. голландский математик, физик, почетный член тысячи и одной академии Даниил Бернулли. Она звучит так:

Ожидаемая выгода (прибыль) = шанс получения выгоды * размер награды

В примере с орлянкой оба множителя известны наверняка: шанс - 50%, размер награды - 100 рублей. Прибыль от каждой игры - результат их умножения. Отнимем цену входного билета и получим чистое матожидание каждой ставки: 100 * 0.5 - 35 = +15 руб.

Проблемы начинаются тогда, когда перемножаемые величины люди пытаются оценить субъективно.

Первый множитель - вероятность.

Популярность казино и лотерей - безусловно минусовых игр с математической точки зрения - уже говорит о многом. Есть такая легенда, что экономисты между собой называют лотерею "налогом на идиотизм".

Также классикой стали опросы, в которых люди неверно оценивают вероятность погибнуть в результате тех или иных причин. Шанс умереть от торнадо, фейерверка или в результате полета на самолете существенно переоценивается, а банальные причины - автокатастрофа, утопление или астматическое удушье - наоборот.

В случае с лотереями объяснением можно считать "систематическую ошибку выжившего" - все мы можем наблюдать на экранах счастливых джекпотосрывателей, но ни один канал не покажет интервью с миллионом проигравших. У неверных прогнозов причин смерти ноги растут примерно из той же области. Кому интересно слушать о том, как в городах 1,2,3,4....3000 утонули поодиночке какие-то ноунеймы? Вот самолет упал с 300 пассажирами на борту - действительно шок.

Второй множитель - оценка выгоды.

Под выгодой подразумевается не только количество $, получаемых в результате действия, но и любая выгода в принципе - удовольствие, польза и пр.

Однако, поскольку именно количество денег мы привыкли обозначать численно, будем рассматривать примеры с вовлечением финансов.

Если вам предложат в одной компании з/п 30 000 в первый год, 40 000 - во второй, 50 000 - в третий, а в другой - 60 000, 50 000, 40 000, какую вы выберете?

Я надеюсь, что мои читатели благоразумнее большинства и выбрали второй вариант :)

Ок, попытка №2. Вы собираетесь купить смартфон. В салоне связи поблизости желаемая модель стоит 40 000 руб, а на другом конце города - 30 000 руб. Станете ли вы ехать, чтобы сэкономить 25% стоимости? Конечно, да.

Как насчет покупки автомобиля? Разница между 2 000 000 и 2 010 000 уже не кажется столь существенной, да? Но ведь это те же самые 10 000 рублей. Не больше и не меньше. И когда вы пойдете за очередными покупками, вашему кошельку будет все равно, на чем вы сэкономили это количество, одинаковое в обоих случаях.

Очевидно, что сравнение изменяет субъективную ценность. И это плохая новость.

Хорошая же новость состоит в том, что точность определения множителей можно натренировать. Дружба с математикой + изучение соответствующих тем (например, когнитивного искажения) помогут вам в этом.

оптимумматематикажизньпсихологияапвот50-50
25%
0
1856
5031.430 GOLOS
0
В избранное
Настя
ЗОЖ. Программирование. Оптимизация. Блокчейн. И немножечко сарказма.
1856
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые