Как "бандеровская" вышиванка стала символом "русского мира".

Одним из символом украинского Евромайдана стала вышиванка. После победы революции этот элемент национальной украинской одежды приобрел бешеную популярность. Вышиванку одевали все кому ни лень: начиная от простых людей и заканчивая политиками. Вышитая украинская рубаха стала символом объединения страны, а также символом "украинского мира" в противовес так называемому "русскому миру".

Российская пропаганда остро отреагировала на эту моду. В государственных СМИ, в рамках масштабной травли всего украинского, не брезговали упоминать и вышиванку, приравнивая ее чуть ли не к символу неонацизма наряду со свастикой. А всевозможные орды троллей и паблики в социальных сетях антиукранской направленности начали всячески извращаться в высмеивании моды на вышитые украинские сорочки. 

Но этим типичным украинско-российским противостояние "дело вышиванки" не ограничилось. И в 2017 году мы имеем на простора сети Интренет на некоторых российских шовинистических ресурсах тезис: "Вышиванка - символ русского мира". Как они до такого дошли? Предлагаю вам проследить историю развития современной вышиванки с 2014 по 2017 год


Вышиванка - символ украинского мира

После Евромайдана и событий в Крыму и на Юго-Востоке страны, Украина начала искать символ, который бы объединил народ. Символ который бы противопоставил украинцев новоявленному врагу. Одним из таких символом стала вышиванка. Этот элемент национального костюма и раньше использовался в Украине в культурном и даже политическом контексте. Но именно 2014 год стал годом "моды на вышиванку". Ее начали носить все:  и молодежь, и старики, и конечно же, политики. Куда же без политиков?! Вышиванка стала определенным национальным кодом: национальный орнамент начали рисовать на домах, на заборах. им украшали автомобили, различные товары, одежду итд.

В 2014 году начали проводится массовые праздники и парады вышиванок. На самом деле в Украине подобные мероприятия проводились еще с 2006 года. Но именно события 2014 года стаи катализатором более масштабных празднований. Более того, любое важное украинское празднество, в том числе и День Независимости теперь уже стали немыслимы без людей, одетых в национальные вышитые сорочки. 

Да и сами эти сорочки стали разнообразнее. Бизнес сразу же просек что к чему и на рынке появилось множество различных фасонов "вышиванок". Это и рубахи и футболки и свитера. Я не говорю уже о всяческих сувенирах с национальным орнаментом. 


Приключение вышиванки в Беларуси

События в Украине очень сильно отразились на Беларуси. Причем как на гражданах оппозиционно настроенных, так и на власти. Ну и конечно же приверженцы русского мира оживились, хотя с ними как раз таки все понятно.

Национально ориентированная оппозиция, и просто люди подобных взглядов близко восприняли украинские события, спроецировав события в Крыму и в Донбассе на Беларусь. Итогом стала солидаризация с Украиной. Прекрасно отражает эту солидаризацию взаимоотношение футбольных фанатов.  Если раньше белорусские и украинские фанаты были как говорится "на ножах" и приезд белорусов в Украину заканчивался массовой дракой, то в 2014 году все изменилось. На матчах белорусской и украинской команд болельщики обеих сторон устраивали совместные перфомансы, доставали банеры с надписями: "Вместе и навсегда", кричали "Жыве Беларусь" и "Слава Украине". 

Что касается обычных национально ориентированных белорусов, то и тут была солидаризация. В том числе и в плане вышиванок. Белорусский национальный костюм также имеет вышитые сорочки. И украинская мода на вышиванки в 2014 году перенеслась и в Беларусь. 

Можно сказать что переносчиками украинской моды на вышиванки в Беларусь стала некомерческая организация "Арт-Сядзіба". Именно они начали продвигать этот тренд первыми. Очень скоро в продаже появились так называемые "вышимайки" - футболки с белорусским орнаментом. Товар начал пользоваться спросом. Причем вышимайки покупали не только те, кто придерживался явных оппозиционных взглядов, чтобы поддержать украинцев, но и белорусы, которые подобным элементом гардероба желали показать свою национальную принадлежность. Национальный орнамент в Беларуси вслед за Украиной стал модным. После вышимаек пошли рубашки, кепки и даже нижнее белье с национальным орнаментам. Особой популярностью пользовались обычные ленты с белорусскими народными узорами: их цепляли на одежду, рюкзак, автомобили или же просто повязывали на запястье. 

В октябре 2014 года в Минске состоялся первый День Вышиванки. Прошел он в минском клубе "ДК". Все прошло настолько хорошо что уже через 2 месяца состоялся второй День Вышиванки. На этот раз местом проведения стал целый Дворец Искусств. То есть это мероприятие было организованно если не при поддержке властей, то уж точно с их одобрения. Наверное именно это мероприятие, а точнее его масштаб (5 тысяч посетителей) стало поворотным в отношении белорусских властей к вышиванке.

Стало понятно, что моде на вышиванку стали подвержены не только люди солидарные с Украиной или приверженцы политической оппозиции, но и люди аполитичные.  Власти стали понимать, что вместе с интересом к вышиванке человек начинает интересоваться культурой и историей своей страны. Видя это власть решила отнять у оппозиции монополию на вышиванку. 

В мае 2015-го года президент Беларуси со своим сыном прокатился на тракторе. Они оба были в вышимайках. С весны 2015 года различные связанные с властями личности начинают высказываться в поддержку тренда на вышиванку. Например депутат Игорь Марзалюк сказал:

Нужно гордиться вышиванкой. Меня радует что идет поворот к традиционному орнаменту, к той традиции, которая насчитывает тысячелетия. Эту традицию невозможно приватизировать какой-нибудь из политических сил, потому что это один из элементов нашего наследия.

Власть окончательно берет инициативу на себя. В вышиванки стали одевать сотрудников, сопровождающих почетных гостей (не в национальные костюмы, а именно в стилизованные вышиванки и вышимайки). Вышитые сорочки и футболки современного покроя начали дарить иностранным артистам. Футболисты некоторых футбольных комманд выходили на поле в майках с национальным орнаментом. 

В 2015 году в Минске состоялся первый официальный День Вышиванки. Примечательно что его организаторами стал Белорусский Республиканский Союз Молодежи - пропрезидентская молодежная организация, которая раньше в популяризации белорусской национальной культуры замечена не была. Этот праздник проходит уже третий год подряд. Вышиванка в Беларуси стала настолько мейнстримом и настолько потеряла свой изначальный политический про-украинский посыл, что на 9 мая в Минске можно было встретить людей в вышиванке и с георгиевской ленточкой!

Реакция русского мира: от "вышиванка ведет к фашизму" до "вышиванка - символ одного народа"


Реакция российских государственных пропагандистов на украинскую вышиванку была негативной. А реакция шовинистических ресурсов таких как "Спутник и Погром" откровенно истерической. Ничего не изменилось и тогда, когда вышиванка стала трендом в Беларуси.  Российские СМИ, кто-то осторожно, а кто-то и в открытую, начали рассуждать о белорусском Майдане, о белорусских бандеровцах и прочих веселых вещах. 

Особенно старались не стесненные в словах и выражениях шовинистические медиа-площадки, такие как Спутник и Погром или же РЕГНУМ. Эти ресурсы проводили своими публикациями четкую линию отрицания белорусского народа и белорусского государства. В лексике Спутника и Погрома Беларусь называлась не просто Белоруссией, а Западной Россией. Неудивительно, что троих писак РЕГНУМа, которые жили в Беларуси арестовали, а Спутник и Погром заблокирован на территории Республики. 

Спутниковцы истерически писали о трусах с белорусским орнаментом. Уже в декабре 2014 шатный белорусский писака Спутника и Погрома Кирилл-Аверьянов Минский накропал свой опус "Вышиванка как зеркало белорусского национализма".

РЕГНУМовцы же например сравнивали вышиванку с фашизмом. Одна из их белорусских статей носит название "Национализм ведет к вышиванке, вышиванка - к фашизму". Также их "журналисты" в 2016 году критиковали Славянский Базар в том числе и за то, что победитель конкурса был одет в вышиванку. 

В общем все эти три года российские мадиа-площадки "топящие за русский мир" критиковали вышиванки, как украинские, так и белорусские. 

Но недавно все тот же РЕГНУМ и написал очередной свой опус, где в отношении вышиванки сказано что "в Беларуси возрождается один из символом Русского мира". 

Есть и символы, которые наглядно, из глубины веков, показывают, что русские, белорусы и украинцы — это один народ. И одним из наиболее ярких таких символов является вышиванка. На Украине необандеровцы попытались украсть и присвоить себе этот символ единого славянского корня. Однако эта затея у них провалилась.

Не прошло и трех лет, как российские шовинисты решили поменять тактику и вместо борьбы с вышиванкой хотят ее присвоить себе. При этом говорят о том, что нет никакой разницы между белорусскими, украинскими и русскими национальными узорами. Интересно, какова будет дальнейшая риторика шовинистов? Ясно одно, что народная  популярность вышиванки в Беларуси и поддержка ее властями стала неприятным сюрпризом для русских шовинистов и теперь они пытаются сделать то, что удачно получилось у белорусских властей: перенять инициативу. 

Вот только власть Беларуси, при всех ее недостатках, не перенимала  эту инициативу после 3-х лет поливания вышиванки помоями. А русские шовинисты с 2014 года именно этим и занимались и теперь попытка сделать вышиванку "символом единого народа" выглядит по меньшей мере смешно. 


Благодарю за внимание) 

Как вы думаете пойдет ли "русский мир" и дальше по пути приватизации вышиванки?

Подпишись!Дальше будет еще интересней!  



политикаpskисториябеларусь
25%
22
96
20.883 GOLOS
1
В избранное
Max Schulz
Немного политоты и истории
96
1

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (12)
Сортировать по:
Сначала старые