Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
heldar
6 лет назад

Последний человек Фукуямы

Давно хотел прочитать библию либеральной демократии — книгу Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек» 

Книга была написана в 1992 году, как раз в момент крушения советского блока и интеллектуальной общественностью Запада была встречена с восторгом. Главный конкурент Запада  - Советский Союз (колосс на глиняных ногах) рухнул. СССР оказался банкротом — экономическим и идеологическим. Истины марксизма-ленинизма были выброшены на помойку истории, а Фукуяма провозгласил приход «последнего человека» - воцарение либерально-демократической системы.

Почему именно эта книга стала популярной? Я бы не сказал, что она легко читается. На мой взгляд в ней много повторов и она отличается тяжелым слогом. Текст можно было смело сократить раза в три. Но книга привлекает тем, что она предлагает теорию эволюции общества, от «первого человека до последнего», а не просто набор политических манифестов.

Платон, Гегель (в интерпретации Кожева), Гоббс, Локк. Эти философы являются ключевыми для автора и он постоянно обращается к ним, обосновывая свою концепцию.

От Гегеля он взял саму идею эволюционного развития социума, причем это движение имеет конечную точку. Гегельянцы переняли от Гегеля идею «конца истории» хотя каждый видел это по-своему. Для Маркса это было бесклассовое общество, для Штирнера — анархо-индивидуализм, а для Фукуямы — либеральная демократия.

От Локка и Гоббса было взято ядро идеологии — либеральная демократия. А зачем ему понадобился Платон? У Платона политическая система, описанная в «Государстве» очень далека от либерализма. У эллина Фукуяма позаимствовал то, чего ему не хватало у отцов либерализма - «Тимос» или «жажду признания». Желание властвовать и доминировать, зачастую вопреки инстинкту самосохранения, которое автор противопоставляет «рассудочным эгоистичным желаниям».  "Тимос" мне чем-то напомнил пассионарность Гумилева.

Тимос играет огромную роль в социальной эволюции по Фукуяме. Жажда признания приводит к пассионарным взрывам, движениям народов, войнам, конфликтам. Собственно вся суть его теории — это трансформация тимоса в материалистический эгоизм в либеральном обществе.

Тимотическое начало, которое приводит к четкому разделению общества на рабов и господ, вследствие завоевательных войн, должно полностью сублимироваться в капиталистическое социальное соревнование, спорт, искусство. Основанием для стабильного существования системы является потребление и комфорт, а это возможно в обществе изобилия, которое достижимо только при экономической свободе капитализма и власти денег, а не идей.

При этом идеи не запрещены, а просто не должны выходить за рамки закона. У пассионария конечно это вызовет неприятие, но ему нет места среди потребителей. Пассионарии — лишние элементы, так как пассионарий заинтересован в перевороте системы, а последний человек — уберконсерватор, для которого идея собственного комфорта превыше всего. Пассионарии могут служить тараном для слома «авторитарных режимов», после чего они не нужны. Поэтому от буйных пассионариев следует избавляться. Фукуяма, упоминая войны, которые идут в странах третьего мира, отмечает что это подходящие полигоны для утилизации таких индивидов.

Классовое разделение при этом сохраняется, так как люди не равны по своим способностям и стартовые условия отличаются, но благодаря работе социальных лифтов (отсутствие строго кастового деления) и резкому повышению уровня жизни классовая вражда выражена не так явно и не угрожает стабильности.

Ну теперь собственно критика.

Либеральный ламаркизм

Первое, что сразу бросается в глаза. Фукуяма не делает различия между разными нациями, расами, сложившимися системами. Есть только один возможный путь развития — либеральная демократия. Да, конечно, рассматривая страны арабского мира, латинской Америки или ЮВА он обращает внимания на культурные особенности, которые могут тормозить развитие. Но ход истории неумолим и все зайдут в «золотой век потребления» просто в разное время. Сейчас это выглядит немного наивно, потому что после 90-ых гг 20 века года победное шествие Западных ценностей стало сильно пробуксовывать. После поглощения стран восточной Европы двигаться стало некуда. А почему?

Фукуяма, как и любой публичный деятель Запада, как огня боится одной скользкой темы: евгеники. В западном публичном поле эта тема табуирована, хотя она дает простые ответы на сложные вопросы. Чтобы достичь определенного уровня развития любое общество должно пройти селекцию. Творцы современной развитой цивилизации - низкопримативные интеллектуалы. Социум, где их слишком мало будет влачить жалкое существование. Но Фукума, будучи ламаркистом, наступает на те же грабли, что и коммунисты в свое время. Он думает, что все дело в «культурных особенностях» и все можно исправить воспитанием, а вот откуда эти особенности берутся, и почему одним народам они свойственны, а другим нет — он не отвечает. Потому мы имеет миллиарды людей в странах третьего мира, которые бесконечно далеки от «конца истории».

Устойчивость системы

Странно что Фукуяма практически ничего не пишет о демографической проблеме развитых либерально-демократических стран, хотя в 90-ых это уже было очевидно. А ведь для устойчивости системы необходимо ее воспроизводство. Он на полном серьезе пишет о том, что пассионариям может надоесть комфорт и они взорвут общество потребления «от скуки», это для него большая угроза, чем демографическая деградация. Автор наивно полагает, что вымирающих европейцев можно с легкостью можно заменить кем угодно, просто «засунув» в соответсвующие условия — и великие либерально—демократические жернова перемелят любой материал. Да, Фукуяма вестернизированный японец, но не стоит проецировать свой опыт на все человечество.

Мечтая о полном вытравливании пассионарности Фукуяма забывает, что «тимос» (в его терминологии) и сделал человека тем, кем он есть. Провозглашая венцом эволюции человека-потребителя Фукуяма не задумывается, что потребитель, то есть эгоист, не желающий выходить из зоны комфорта, мало заинтересован в размножении. А зачем оно нужно? Этологические эксперименты ясно показывают, что в среде, где доступны практически халявные ресурсы, и нет пространства для экспансии, начинаются стремительные процессы вырождения. Вектор развития направлен не вовне — в мир, а на эго. Отсюда такой колоссальный спад рождаемости в развитых странах.

У Артура Кларка есть замечательный роман - «Город и звезды», где описана утопия «по Фукуяме». Все человечество проживает в огромном автоматизированном городе, проводя жизнь в развлечениях. Когда человеку это надоедает (а надоедает рано или поздно все), его личность архивируется, а потом, через некоторое время, воспроизводится заново с некоторыми новыми «настройками». Такая аллюзия к миру богов в буддийской мифологии.

Многие бы (большинство) проголосовали бы за такое будущее. Но! Как говорится в одном анекдоте «есть нюанс». Технологий воспроизводства кроме традиционных пока еще нет, а если и есть они не запущены, а главное — есть ли силы, которые заинтересованы в сохранении Западной системы? Будет ли «последний», точнее «предпоследний человек» вообще заинтересован в воспроизводстве системы? Зачем ему вообще думать о будущем?

Или если поставить вопрос точнее— а сможет ли Запад выжить?

Антропоцентризм. Первый сверхчеловек

Последний пункт будет пересекаться с первым. Фукума, отрицая разнообразие людей, обусловленное генетикой (хотя что-то бегло говорит о том, что люди «не равны» по способностям) считает Homo Sapiens таким застывшим «божьим творением», которое невозможно проапгрейдить.

Отсюда концепция конца истории. Человек - животное, которое хочет жить в комфорте. Соответственно система, которая обеспечит максимальный комфорт и будет оптимальной.

Для Фукуямы есть только два полюса - «первый человек» (варвар, одержимый «мегалотимией», то есть жаждой доминирования) и «последний человек» - идеальный потребитель,  сытый и полностью лишенный экспансивных устремлений. «Тимотический» кастрат.

Он противопоставляет «последнего человека» «первому», хотя в его мировоззрении это это звенья одной цепи, потому что обществу Фукуямы незачем существовать и оно обречено на вымирание. Последний человек уступит место первому. И так далее по кругу.

То, что человек может изменить сам себя — ему это в голову не приходит, а генная инженерия, киборгизация и разработки в области AI могут сформировать вообще новый тип человека, который выработает свою собственную стратегию выживания и принципиально новую философию.

Возможному сверхчеловеку будущего не надо будет решать проблему Фукуямы по выбросу пассионарности, ибо он сумеет продолжить экспансию дальше, направив силы в окружающее пространство, начав колонизацию Марса к примеру. Человек должен ставить перед собой грандиозные задачи, требующие максимального напряжения коллективного интеллекта — иначе его ждет деградация и откат.

Для Фукуямы сверхчеловек - романтический образ последнего идеалиста Европы — Ницше

Для нас же Сверхчеловек — это следующий этап эволюции и  "Начало новой истории"

Знание — сила!

Вдохновляющий саундтрек:

GLOBUS - EUROPA

0
132.266 GOLOS
На Golos с April 2018
Комментарии (14)
Сортировать по:
Сначала старые