«…Вручаю вам друзья, судьбу мою…»

800x_4_web.jpg
«…Я выхожу и вижу тихий зал,
не публика - сердца, умы и судьбы,
немилосердные ревнители и судьи,
с которыми я жизнь свою связал.
Вручаю вам друзья, судьбу мою.
Я верю вам, и вы мне тоже верьте,
я напечатан буду после смерти,
и потому сегодня я пою.»
Александр Дольский
Чем шире кругозор человека, тем ярче сверкает его талант. Иллюстрацией к этому утверждению может послужить судьба Александра Дольского. Он родился в городе Свердловске 7 июня 1938 года в артистической семье. Отец оперный тенор, мать – балерина. Часто находясь за кулисами театра, малыш знал наизусть почти весь его репертуар, а в 10 лет даже вышел на сцену в составе хора мальчиков в операх «Пиковая дама» и «Кармен».
К желанию петь прибавилось желание овладеть инструментом. Он выбрал гитару. И, несмотря на опасения матери, что занятия музыкой отрицательно скажутся на результатах в школе, Саша вскоре выступал в составе школьного оркестра. Стихи начал сочинять в 3 классе.
В 1952 году Александр Дольский стал призером первого послевоенного слета артистов эстрадного жанра, где он занял второе место в конкурсе игры на гитаре.
После школы поступил в медицинский институт. Тогда же начал зарабатывать, разъезжая со студенческими концертными бригадами. Но из института его отчислили и год пришлось поработать на заводе «Уралэлектроаппарат» слесарем-инструментальщиком, потом был солистом джаз-оркестра в Нижнем Тагиле. В 1958 году поступил на строительный факультет Свердловского политехнического института. В 1959-м одновременно стал заниматься на вечернем отделении Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского по классу гитары.
Когда Александр его закончил, учитель не советовал ему поступать в консерваторию: «Пусть гитара станет для тебя не работой, а радостью. Ведь круг твоих интересов гораздо шире, ты способен в искусстве ко многому...» Эти слова оказались пророческими.
После окончания института в 1963 году Дольский три года работал инженером-конструктором в тресте «Уралстальконструкция», потом окончил аспирантуру Уральского политехнического института и преподавал математические методы студентам кафедры «Экономика и организация строительного производства», вёл научные исследования. Казалось, что его ждёт большая научная карьера. Однако разработанная им методика удешевления строительного проектирования противоречила личным интересам тысяч функционеров от науки. Написанную диссертацию так и не дали защитить.
Настоящим потрясением для Александра стало знакомство с песнями Булата Окуджавы. Мелодическое очарование этих песен оказало огромное влияние на дальнейшее творчество талантливого юноши. Но вскоре через подражание Окуджаве Дольский нащупывает свою манеру – мелодии его завораживают акварельной прозрачностью, и даже в мажорных произведениях проступает какая-то особенная, светлая грусть.
Начиная с 1966 года он участвует в нескольких фестивалях авторской песни. В семидесятые годы его песни приобретают популярность. В 1968 году Дольский принял участие в Первом Всесоюзном фестивале авторской песни в Новосибирском Академгородке. Там ему довелось познакомиться с Александром Галичем, за дружбу с которым впоследствии его неоднократно таскали в КГБ. Затем состоялись его триумфальное выступление и победа на Фестивале самодеятельной песни памяти Валерия Грушина. В 1970 году поэт переехал в Ленинград и устроился на работу в градостроительный НИИ, но как певец и автор песен выезжал на короткие гастроли и встречался со своими слушателями.
В 1978 году Булат Окуджава задумал организовать секцию поющих поэтов при Союзе писателей СССР. Для представления жанра авторской песни он пригласил Александра Дольского. Вторым поэтом была Вероника Долина. Идея не была реализована по не зависящим от Б. Окуджавы и А. Дольского причинам.
В 1979 году Дольский окончательно сделал выбор в пользу песенно-музыкального жанра. В том же году его приглашает на работу в свой "Театр миниатюр" Аркадий Райкин. Там он исполнял свои лирико-философские песни, выступал как актер. В 1979 году его избирают членом Ленинградского отделения Союза литераторов (драматургов). В 1980 году он становится «свободным художником». В том же году выходит его первая пластинка-гигант «Звезда на ладони».
С 1989 года начались активные поездки А. Дольского с творческими выступлениями по России и за границей.
А.Дольский – автор песен к кинофильмам «Старший сын», «Трактир на Пятницкой», «Когда святые маршируют», сам снялся в художественных фильмах киностудии «Ленфильм» «Когда святые маршируют», «Новая Шехеразада», а также в русско-японской картине «Рин». После 1985 года вышли в эфир несколько ТВ программ–концертов А. Дольского. Он принимал активное участие в программах «Взгляд» и «Пятое колесо». В течение двух лет (2001–2002) на Российском радио А. Дольский вел авторскую программу «Незаконченный черновик».
В 1989 году А. Дольскому присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. За большой вклад в русскую культуру ему уже второй год присуждается Президентская стипендия. В 2002 году он удостоен Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы и премии имени Аркадия Райкина. А. Дольский – кавалер Пушкинской медали «За сохранение традиций в русской литературе» (2002), лауреат Царскосельской премии (2005).
Ещё одна грань таланта – живопись. Какое-то время он уделял этому своему хобби достаточно много времени и даже в 2005 году в Санкт-Петербурге
прошла выставка его произведений в музее-квартире А.С. Пушкина на Мойке, 12.
Виртуозное владение инструментом выделяет творчество Дольского из общего потока бардовской песни. У него гитара – не просто гармонический и ритмический фон к поэтическим строкам, а равноправный партнёр поэзии, которому принадлежит половина успеха. Его выступление превращается в театр одного актёра, в спектакль, где перед зрителями проходит целая галерея персонажей – от романтика, влюбленного в свой город, до озорного шутника.
Многие песни Дольского стали в полном смысле слова народными, семейными и передаются от родителей к детям. Его творчество изучается в школах и в гуманитарных вузах. Философия его стихов прекрасна своей вселенской глубиной. Юмор яркий, сочный, острый и без пошлости. Мелодии певучи и красивы, а голос – в полной гармонии с душой. За кажущейся простотой строк стоит общечеловеческое и близкое каждому.

поэзиямузыкадольскийалександралександрович
104
0 GOLOS
0
В избранное
marija
На Golos с 2016 M10
104
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые