Советы начинающему поэту!
Читая множество стихов разных поэтов, довольно легко отличаю начинающего поэта от автора с опытом. Все начинающие авторы похожи друг на друга и делают практически одни и те же ошибки, которые, в принципе, довольно легко избежать, но при одном условии – сам автор этого захочет! Большинство же считают, что если соблюдена хоть какая-то рифма, значит всё, он уже поэт и слушать наставления, а уж тем более замечания других – это полная чушь и трата своего времени, ведь итак из под пера выходят сплошные шедевры!..)))
Основные отговорки начинающего поэта известны и повторяются из раза в раз: «Я не поэт, я просто излагаю свои мысли таким способом», «Я пишу для себя, кому нравится, тот пусть читает», «Пусть остается так, как есть, потому что я так вижу», «Ну и пусть ритм сбит – это же не математика, чтобы совершать какие-то вычисления» и т.д. и т.п. То есть начинающему автору кажется, что все вокруг должны принять его таким, каким он есть, со всеми ошибками, недочетами и недостатками, да и вообще «не трогайте меня, пишу для себя и как умею», но тем не менее публикую для ВСЕХ! Чтобы Вы сказали, если бы строители построили дом вкривь и вкось с кучей недоделок и пригласили всех туда жить – наверное были бы не очень этому рады? Так почему же можно не обращать внимание на строительство своего поэтического «дома» и приглашать жить в него своих читателей?
Каковы же основные ошибки и недостатки начинающего поэта и какие можно дать советы?
- Рифмы. Это, пожалуй, основное в поэзии, если только Вы не собрались писать верлибры. Обратите на рифму особое внимание! Новичков всегда выдает обилие глагольных рифм и употребление «избитых» стереотипов, таких как «кровь-вновь-любовь», «осень-просинь», «морозы-розы-слезы», «твое-свое-мое». Забудьте про них, если уж вам очень хочется использовать слово «любовь», к которому весьма сложно найти рифму, измените подход к стихотворению и к этому слову и ищите рифму к слову «любви», например, смысл останется тот же, а стереотип исчезнет! Глагольные же рифмы не запрещены и конечно же могут использоваться, но если половина стихотворения состоит из них, то это явный перебор и тут уже надо задуматься!
Обратите внимание и на чередование рифм! В 90% случаев новички пишут четверостишие с параллельным чередованием рифм. Так просто легче подбирать рифму, когда строки стоят рядом. Эта рифма выглядит так:
А
А
Б
Б
Такую рифму используют и профессиональные авторы, когда посчитают это необходимым по смыслу своего стихотворения, или, например, пишут для детей, которые воспринимают параллельную рифму значительно лучше. Но писать все свои стихи с такой рифмой – это значит отпугнуть от себя читателя. Пробуйте экспериментировать и старайтесь чередовать рифмы в разном порядке в разных произведениях…потом Вы сами поймете, что для вас более приемлемо, интересно и привычно! Вот примеры разных чередований рифм:
А
Б
А
Б
Или
А
А
Б
В
В
Б
Или
А
Б
В
А
Б
В
Старайтесь найти интересную рифму и не используйте из раза в раз во всех стихотворениях одни и те же рифмы!! Русский язык очень богат и надо это использовать. Можно пользоваться и подсказками из Интернета! Вот замечательный помощник для поиска рифм:
http://rifmovnik.ru/find
- Ритм. Для того, чтобы понять основы ритмики поэзии вам конечно надо будет в дальнейшем изучить самостоятельно стихотворные размеры, те самые ямбы, хореи и т.д и т.п. Но на первых порах вы можете не забивать себе этим голову, когда самим захочется познать эти тонкости, тогда и разберетесь, но такую простую вещь, как количество слогов в строках вы просто обязаны посчитать!!! Стихотворение только тогда будет звучать ритмично, когда количество слогов в строках каждого четверостишия будут идентичны!! Тогда и читатель не будет «спотыкаться» на каждом сбое ритма и дочитает стихотворение до конца, каким бы простым оно не казалось! В качестве примера правильности ритма:
15 - В этом городе дел, беготни и Чеширских котов,
16 - Где судьба королев не соседствует с судьбами пешек,
15 - Ты живешь под дождем среди серых унылых зонтов,
16 - И невольно сама улыбаешься реже и реже…
15 - Намотавшись за день, на минутку заскочишь в кафе
16 - Поболтать ни о чем с ошалелой от счастья подружкой,
15 - И слегка удивишься испуганной майской траве,
16 - Отраженной в асфальте привычной сиреневой лужей…
15 - А когда ты устав, засыпаешь в блаженной тиши,
16 - На большой простыне из оранжевой мягкой перкали,
15 - Нестареющий Шляпник потертой суконкой души
16 - Натирает во сне амальгаму твоих Зазеркалий…
Цифры в начале – это количество слогов в строке. Чувствуете, как плавно льется стихотворение при его чтении? Потому что соблюден ритм за счет одинакового принципа сочетания количества слогов в строках! Как этого можно добиться новичку? Более сложный путь – постоянно держать в голове мелодию, на которую легли бы ваши слова. Более легкий – воспользоваться автоматическим подсчетом слогов в строках. Для этого есть даже специальные сервисы в Интернете и один из таких – это «Поэмизер»
http://forum.poets-club.ru/index.php?action=poemizer
В дальнейшем вы уже сами начнете улавливать ритм в стихотворении и всякие подсчеты уже не понадобятся, но в начале они просто необходимы!!!
- Избавляйтесь от слов паразитов, междометий и бесконечных местоимений «я», «ты», «тебя», «меня», «мой», «твой» и т.д. Начинающие поэты очень часто для соблюдения ритма стараются вставить их в свои строки – это ошибка!! Лучше подберите синонимы к основным словам, которые позволят вам удлинить строку при необходимости! Не стесняйтесь пользоваться сервисами-помощниками и в этом случае. Вот хороший сервис по поиску синонимов:
http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/
Но не только это важно, важно, чтобы вы искали нужные, более выразительные слова, красивые эпитеты, неожиданные сравнения!! Для начала вот вам еще и словарь эпитетов:
http://gufo.me/epitet_a
Не спешите выкладывать на суд читателе очередное, только что написанное стихотворение – это не горячий пирожок, которым хочется угостить! Отложите это на завтра! Вы не поверите, сколько всего вы обнаружите завтра, когда еще раз его прочтете – наверняка захочется что-то исправить, глаза выхватят орфографические и стилистические ошибки, плохие рифмы и даже целые строки. Пусть стихотворение «отлежится»!!!
Если есть возможность, сразу записывайте пришедшую на ум фразу, или рифму! Для этого сейчас есть все возможности – блокноты есть и в компьютерах, и в планшетах, и в смартфонах. Может быть сразу она вам не понадобится, но со временем вы к ней обязательно вернетесь, проверено!..)))
Не обращайте внимание на хвалебные отзывы ваших родных и близких друзей! Они, в силу своей приближенности к вам, не способны в должной мере оценить ваше творчество. Прислушивайтесь к мнению ваших читателей и критиков!!! Вас критикуют не за то, что вы плохо пишете, а за то, что не используете все своих возможностей, хотя могли бы!
Читайте как можно больше хороших, на ваш взгляд, поэтов! Это поможет вам на первых порах увидеть собственные ошибки, позаимствовать интересные приемы, рифмы, добавит стимулов для создания своего, творческого подхода к написанию стихов!!
И последнее: не обязательно пользоваться теми ссылками, которые я привел в качестве примеров, можно найти более удачные, на ваш взгляд. Может быть даже кто-то поделится своими "наработками" таких ссылок прямо в комментариях!
И вообще, творите, пробуйте, ошибайтесь, прислушивайтесь и получайте удовольствие от своего творчества, поэтому не пишите в стол, выкладывайте и будьте терпеливы...))))))