Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
yourlastwinter
7 лет назад

Девять граней войны. Обзор сборника Девять Елены Матильды. Критика

  

     Собранный специально к 72 годовщине победы, цикл стихов «Девять» Елены Матильды представляет возможным рассмотреть творчество поэтессы в динамике, что очень ценно для меня, как для критика. Первое стихотворение было написано 8 мая 2013 года, а восьмое – ровно 4 года спустя. Так же есть работы 2015 и 2016 годов. Мне бесконечно импонирует и тот факт, что не все стихотворения написаны к 9 мая. Это говорит о том, что автор помнит о победе всегда. Об этом будет сказано позднее, сама Елена дает очень милое объяснение тому, почему она не забывает о страшных событиях. Это цикл – личное переживание героини, вызванное определенными обстоятельствами.

    В цикле «Девять» собраны очень разные стихи, объединенные общей нитью, но рассказывающие совершенно разные трогательные истории. Это делает сборник более искренним и эмоциональным. Но обо всем по порядку.

            1. В майском небе

    Открывает сборник стих, написанный в 2013 году. Пятистопный ямб выдержан от начала и до конца, чередуются мужские и женские рифмы, слог и стилистика очень напоминают поэзию золотого века. Смутило: в центре ритм сбивается. Элементарной сменой порядка слов, его можно было выровнять. Обилие глагольной рифмы.
    Чувствуется Пушкинское глагольное повествование, скупо на метафоры, но работа не сухая (хотя, начало немного сушит губы при прочтении), за счет хорошей эмоциональности и эпитетов. Большим плюсом является то, что в этом произведении чувствуется погружение во флешбек – этот разгон в эмоциональном фоне очень точно передает состояние человека, который отправляется в свои воспоминания, начинает их переживать в настоящем. В работе чувствуется некая наивность. Стихотворение пропитано светлой грустью, оно не о героизме на фронте, а о мучительном ожидании, нахождении в неведении. Это одна из страшных сторон войны, и хорошо, что Елена Матильда не оставляет эту сторону за рамками цикла.

            2. Письмо из прошлого

    Стихотворение 2015 года сохраняет пушкинскую глагольность. В этот раз ямб не сбит на протяжении всей работы, но в начале есть одна лишняя стопа, а в конце – одной не досчитался. Вновь встречается немного глагольной рифмы и срифмованы однокоренные слова. Но это мелочи. Стих, как и предыдущий, не чарующе-певучий, но эмоциональный и очень проникновенный. Он притягивает своей историей. Мне даже не хочется говорить о технической части, а поскорее перейти к содержимому.
    Крайне удачное противопоставление современным скоростям прошлому чувствуется не только в самой строке, но и в языке. Письмо наполнено по-отечески добрыми словами. И война тут не проклятая, а «проклятущая», да и автор письма «живехонек». Простая история о том, как запоздавшее письмо находит своего адресата через столько лет, воскрешая, пусть на несколько мгновений написавшего его, не была бы столь очаровательной, если бы не тот язык, каким оно написано – по-далевски, живым, напоминающим фильмы Гайдара. От этого в стихотворении есть некое радушное тепло. Само письмо удачно контрастирует по настроению с настоящим – теплое, доброе, уверенное, пропитанное любовью в каждой строчке, со светлой грустью реальности. Это самое сильное произведение в эмоциональном плане.

            3. Прогулка по Ленинграду

    В конце 2015, начале 2016 можно заметить, что Елена отходит от глагольного повествования. Да, это не символизм, но все же, образов, метафор и других риторических приемов стало намного больше. Они стали сложнее и смелее, и стихи от этого только выиграли. Вновь ямб на 5 стоп, несколько раз проскакивает 6. Это не сбивает
ритм, но положительно сказывается на динамике. В плане рифмы так же вижу несколько интересных находок (пролетели – при обстреле; растворило – радиоэфира). Глагольной рифмы стало меньше, сами рифмы, в целом, стали созвучнее, что добавляет мелодичности.
    Слог похорошел. Эпитеты стали точнее, от чего работы прибавили в экспрессии. Дома дышат воспоминаниями, сколы стали орденами, а на камне виднеется вышивка следов от снарядов. И это только в одной строфе. Появились и фразы клише: память въелась, сравнение сердца с метрономом. Однако они отлично сбалансированы и сильно не выпирают, но само стихотворение становится более честным. Иногда использование избитых истин идет на пользу. Отдельно хочу выделить один очень удачный образ:

                И сахаром расплавленным земля
                В себя впитала первый день блокады.

    И вновь, как и в случае с первым стихотворением, мы имеем дело с погружением в чужие воспоминания. В этом плане Елена очень чутко передает эмоции, наращивая их по экспоненте, чтобы к концу дойти до пика и завершить все на высокой ноте. И, при довольно правильной концовке, мне показалось, что оборвалось как-то уж очень резко, оставляя какое-то горьковатое послевкусие. Это отлично работает, ведь стихотворение действительно задевает читателя. Немалую роль в этом выполняют те художественные средства, которые Елена использует намного смелее, чем раньше.

            4. Подвиг

    Эти строки, как следует из названия, рассказывают о подвиге. Удивительно, но это первая работа о битве. Как я уже и говорил, цикл затрагивает разные стороны. Это такой девятигранник войны. Стихотворение написано 4 стопным амфибрахием с чередованием мужской и женской рифмы, за счет чего достигается соответствующая битве динамика. За счет ударений создаются правильные акценты, а закольцованность стиха дает возможность понять важность описываемых событий. Кроме того, появился новый элемент техники – разбиение строки на две во время диалогов. Позже такой прием будет ещё раз повторен и, на мой взгляд, он использован правильно. Он не только влияет на динамику, но и передает некую надрывность, поднимает эмоциональный накал. Рифма крепкая, не затертая, благозвучная.
    Я все же рискну поругать за «бронемашины», использовать которые три раза - перебор. Очень нравится первая строфа, она изначально задает контраст, пусть он и не развивается дальше, но безмятежное настоящее и кровавое прошлое описаны отлично. Стихотворение сразу задает героический тон. И вновь флешбек из чужой жизни. Мне нравится, что работы в цикле имеют общую концепцию – память.

            5. Четвероногий солдат

    Главная проблема этого стихотворения – вступление. Как бы я не старался поверить в ямб, слова подобраны так, что звучат они настолько неблагозвучно, что логический ритм сбивается, но размер при этом выдержан. Уже с третьей строфы все читается намного проще, мелодичнее. Конечно, через некоторое время можно вывернуться и прочитать правильно, но впечатление испорчено. К тому же, начало суховатое.
    И вот воспоминания. С ними Елена обращается крайне умело. Эмоции берут свое, а история способна задеть любого человека. Дань памяти животным на войне – это отдельная тема, ещё одна грань, которая задета в рамках цикла.

            6. Прадед

    Шестая грань – сила духа наших ветеранов. Стихотворение пропитано гордостью и стойкостью. Оно, как нельзя лучше отдает честь тем, кто прошли через войну. Технически ровная работа наполнена эпитетами, подчеркивающими характер наших
защитников. Это не просто люди, которые однажды встали против врага, но и сохранили ту стать и силу, с которой оберегали Родину. Можно много говорить о том, что делали люди из необходимости, но то, как они могут держаться спустя почти век – говорит о них намного больше. Елена смогла подобрать правильные слова, чтобы сказать СПАСИБО и выразить уважение ветеранам Великой Отечественной Войны. Она смогла заставить читателей испытывать гордость за то, какими они были и какие есть сейчас.

            7. Реконструкция

    Седьмое стихотворение меня удивило. Да, вновь контраст между миром и войной, вновь мастерство Елены в передаче эмоций через некое подобие воспоминаний. Однако здесь затронуты сразу несколько важных вопросов. С одной стороны – роль реконструкций боевых действий, как возможность сохранения памяти о войне, а с другой – подвиг женщин-медсестер. И, если второе я ожидал, и не только из-за того, что автор цикла – женщина, но и потому, что это – важная часть истории, то вот о важности реконструкций я не задумывался. В этом ключе стихотворение меня приятно удивило. Ровный ямб, чередование оригинальной мужской и женской рифмы, великолепная подача действия и использование риторических приемов с постоянным повышением эмоционального напряжения. Как и в стихотворении «Подвиг», здесь использовано разделение строки. Но, если в «Подвиге» оно выполняло функцию градации эмоционального фона, то в «Реконструкции», наоборот, чтобы сбавить градус напряжения. В техническом плане можно наблюдать рост – больше экспериментов в подаче, в рифмах не видно штампов, растет их благозвучность, художественные приемы органично вплетаются в повествование, при этом, они не работы не выглядят перегруженными.

            8. История для правнука

    8 мая 2017 года, ровно через 4 года после написания первого стихотворения данного цикла, было написано стихотворение из этого же цикла. «История для правнука» возвращает нас к золотому веку поэзии, но звучанием и стилистикой оно больше напоминает работы М.Ю. Лермонтова. Как известно, он был на войне на Кавказе, поэтому в его стихах нашлось более точное описание войны, и Елена смогла приблизиться к этому. Стихотворение напоминает «Бородино» по своей героичности. Из всего цикла – именно оно мне больше всех запомнилось. Ведь я поверил в это описание войны, я её прочувствовал. Ещё в «Прогулке по Ленинграду» я заметил, что Елена порой описывает то, что кажется странной деталью – выбивающаяся обыденность некоторых образов. И в других работах это так же было использовано. В «Истории для правнука» этот прием применен более изящно. Вставки «бала среда» «были сильные дожди» не выглядят радирифменными или скачущими по смыслу. Они помогают нам в погружении в воспоминания, наполняют работу обыденностью, которая выстраивает контраст между описанием войны и мирной жизнью.
    История передается из уст в уста, чтобы о ней помнили, чтобы о ней знали. И завершение стихотворения такими словами поднимает тему наследия. К сожалению, этот вопрос сейчас становится все более актуальным, ведь во всем мире потихоньку забывают о роли Советского Союза, как и о самой войне. И цикл несет собой посыл о сохранении нашей истории.

            9. Два праздника

    Завершает цикл самоотверженное стихотворение. Так совпало, что у Алины Андреевы выступающей под псевдонимом Елена Матильда, день рождения. И, перед тем, как начать разбирать девятую грань цикла «Девять», я бы хотел поздравить её сразу и с 72 летней годовщиной победы и с днем рождения. Удивительно, но без обоих этих праздников, её бы и не было. Каждый год мы отмечаем день рождения, который является некой точкой, в которой мы можем
проследить наш жизненный путь, пройденный за год. Все наши взлеты и падения, интересные события и рост – все это делает нас нами. Поэтому я желаю больше взлетов, мягких посадок, вместо падений, творческого роста (который, к слову, лично мне заметен с 2013 года) и успехов во всех сферах жизни.

    Очень светлое и искренне стихотворение, в котором Елена Матильда признает важность Дня Победы. Она не просто приносит в жертву свой личный праздник, она призывает сохранить память об этом дне. Она рассказывает о своих чувствах, после чего становится понятно, почему она вкладывает свои стихи в копилку памяти. Эта неловкость перед днем Победы и ветеранами заставляет её писать, напоминать другим, чтобы они не забывали. Да, пусть все началось со стыда, но сейчас ею движет чистый альтруизм.

    Я не люблю стихи о войне, потому что, зачастую, это эгоистичная попытка пропихнуть свое творчество. Однако, в случае цикли «Девять» Елены Матильды, мы можем наблюдать чистый альтруизм. Она не забывает о войне круглый год, а не вспоминает о ней накануне. И пусть, изначально этим двигало чувство вины, но она смогла признаться пред собой и людьми в этом, преобразовать её в жажду сохранить наше наследие.

    «Девять» примечательно не только тем, что мы можем увидеть развитие поэтессы в динамике и не только хорошими стихами, но и общей концепцией – память стала лейтмотивом всего повествования. В одних стихах мы просто погружались в чужие воспоминания с Еленой, которая мастерски передала эмоции, а где-то – призыв сохранить память о дне Победы.

    Если же необходимо циклу поставить оценку, то вместо метрической шкалы, я бы предпочел рассматривать творчество в изометрии. И, относительно пространства-времени, данный цикл я бы мог описать, как куб во времени. Все произведения, собранные здесь, складываются в объемный труд, который претендует на долгую память. В этом произведении есть все 4 измерения: технические, стилистические и смысловые стороны образуют высоту, длину и ширину – форму цикла. Актуальность поднимаемых вопросов же позволяет ему передвигаться по 4 измерению – времени.

    Каждый в этом цикле найдет что-то свое, я же вижу хорошие стихи, написанные в духе поэтов золотого века. Признаюсь, я уже устал от постмодернистских современников, которые зациклены на отсылках и использовании сложных образов, перетекающих одного из другого. Елена Матильда дает нам простые стихи о важном. Её язык прост и понятен, а стихи, с каждым годом, становятся все острее и актуальнее. Девять граней цикла «Девять» плавно складываются в надпись «Берегите нашу память». 


Мой паблик 

Ссылка на оригинальный пост

0
68.442 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые