Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
romapush
7 лет назад

Давайте читать много, а говорить красиво и правильно

Большинство людей пишет о своих ближайших родственниках, любимом человеке, учителе. Кто-то пишет настолько здорово, что невозможно оторваться, переполняешься эмоциями и переживаешь вместе с автором волнующие моменты его рассказа. Кто-то пишет так, что лучше бы и не открывал. Что подкупает в такого рода рассказах, так это искренность и непосредственность. Эти качества сложно имитировать, поэтому фальшивые нотки сразу заметны. Ещё один немаловажный фактор — субъективизм оценки. Т.е., если кому-то очень не повезло с родственниками и в качестве дедушки достался какой-нибудь "условный Чикатило", то и для него найдётся несколько тёплых слов и светлых воспоминаний.  

При выборе темы я решил абстрагироваться от мейнстрима и раскрыть такое направление, которое скорее всего обойдут вниманием другие конкурсанты. Итак, встречайте эссе на малопопулярную тему:

Какие навыки заложенные родителями в детстве, вы применяете и сейчас?

Таким навыком для меня стало чтение классической художественной литературы. С самого юного возраста и до настоящего времени, чтение книг остаётся для меня основным хобби, способом времяпрепровождения, источником новых идей, любимой темой для разговора. В нём я ищу отраду, успокоение, вдохновение, ответы на возникающие вопросы.

С высоты прожитых лет, перечитав множество книг (счёт идёт на тысячи), я могу обобщить полученный опыт и сказать, что наибольшее влияние на формирование мировоззрения, оказывает классическая литература, в основном французская и русская. 

Пусть в разные времена и эпохи в фаворе оказываются другие авторы, например 90-е вознесли на Олимп читательских предпочтений романы Сидни Шелдона и Пауло Коэльо, а в нулевых мир взахлёб заговорил о героях Джона Толкина и Джоан Роулинг. Стивен Кинг, Габриэль Гарсиа Маркес или Харуки Мураками владеют умами миллионов и по праву, но у интеллектуальной публики всегда в цене остаётся творчество экзистенциалистов (Камю, Кафка, Сартр), а для романтиков всего милее Эрих Мария Ремарк.  

Причём прямого противопоставления никогда не возникает (оно и понятно, ведь в книгах мудрость, а мудрые люди исключают методы отрицания из своего арсенала). Научная фантастика, фэнтези, антиутопия, Оруэлл... Не будем спорить о месте и роли каждого направления и жанра, о предпочтениях и модных тенденциях, ведь так приятно принимать мир во всём его многообразии.

Вместе с простым выводом о том, что нужно читать как можно больше, я бы ещё посоветовал выбросить весь гламур и большинство периодической печати. Это "жевательная резинка для глаз", а не литература. Подобно тому, как неуклюжий пианист в своём убогом исполнении за полчаса перегоняет в "звуковые обои" культурное наследие XIX века, так и глянцевые журналы не развивают сознание, а уродуют его тенденциозной подачей и редакционной политикой. Необходимо читать именно первоисточники, без купюр и желательно в оригинале, на языке автора. 

Природа практически любого конфликта и пути решения любой проблемы человеческих отношений так или иначе многократно описаны и проанализированы в классической литературе. Задача читателя — воспринять опыт писателей, осмыслить его и постараться применить на практике. В книгах заключена вся мудрость поколений и есть ответы на все вопросы. Регулярное чтение интеллектуально обогащает, развивает логику и риторику.

Любой человек, умеющий красиво говорить и регулярно удостаивающийся похвал за красоту речи и чёткость построения предложений, прошёл длинный путь к овладению этим мастерством. Культура речи и богатый лексикон не являются врождёнными характеристиками. Эти навыки каждый человек развивает самостоятельно, ежедневно обогащая свой инструментарий и экспериментируя в построении фраз.

Выдающиеся способности в употреблении слов отнюдь не данность, их можно развить. Каждый выдающийся оратор, знаменитый писатель, даже популярный ведущий виртуозно владеет словом, что позволяет вести за собой читателя или слушателя, не отвлекаясь на косноязычие, неправильное произношение или неточность в формулировках.

Лучшие представители эпистолярного жанра (от греч. epistole — письмо, послание) на протяжении долгих столетий являлись хранителями навыков передачи информации, т.к. переписка была единственно доступным способом трансляции сообщений, а письмо представляло собой вариант устной беседы, разговора между отсутствующими, только изложение велось на бумаге. Коммуникация без непосредственного контакта максимально способствовала использованию чётких и ясных формулировок. Умение находить точные слова и образы, безошибочно трактовать их, определять значение — вот что отличало образованного человека. 

К сожалению, письменное общение и чтение классической литературы играют в современной жизни всё меньшую роль, а вместе с ними теряются навыки межличностного общения. Устная речь вытесняет эпистолярный жанр на задворки вербальных коммуникаций. Кое-как обновляется и развивается лишь деловое (служебное) письмо.

В повседневной жизни люди стремительно утрачивают навыки красивого и правильного письма, теряют его важнейшие структурно-стилистические признаки. Эпистолярный жанр во многом определяет форму и содержание текста, диктует необходимость использования монологов и диалогов, чередуя и сочетая такие элементы, учит строить устойчивую композицию. Однонаправленность повествования при дистанционном общении требует обдумывания и подготовки, недюжинных навыков построения текста, чтобы сделать его ясным, исчерпывающим, предвосхитить возможные вопросы, уточнения, исключить непонимание или возможность истолковать написанное иначе. 

Монолог, без уточнений со стороны собеседника, позволяет использовать полноту языковых конструкций, вести повествование развёрнуто и последовательно. К чему это в итоге приводит мы видим на примере классической литературы — пушкинский язык сохраняет свои эталонные качества: точность, ясность, выразительность, словно и не прошло с тех пор двух столетий.

Секрет гения кроется не только в форме подачи, но и в самом словарном запасе. В активном обороте, у Александра Сергеевича было более 21 тысячи «пушкинских» слов. Если же провести комплиментарную оценку языковых достижений рядового современника, то выясниться, что словарный запас взрослого человека начала XXI века, с законченным высшим образованием обычно равен 8-9 тысячам слов. Определить свой уровень активной лексики позволяют соответствующие тесты в интернете. Найти их несложно, но до лексического богатства Пушкина даже самым литературно одарённым и развитым из нас бесконечно далеко, уж поверьте на слово.

Словарный запас делится на два вида: пассивный и активный. К пассивному относят все те слова, которые мы узнаём на слух или при чтении, знаем их значение, но при этом не используем во время вербального обмена, в письменной и устной речи. Пассивный лексикон, как минимум, втрое больше активного, который нами задействован.

Пополнению активного словарного запаса способствует, в первую очередь, чтение классической литературы. Толстой активно использовал не менее 40 тысяч слов, поскольку писал на нескольких языках одновременно, тем не менее не останавливался на достигнутом, а обогащал его ещё больше.

Современный человек очень избалован средствами невербальных коммуникаций, которые включают в себя общение и информационный обмен без помощи слов. Это не только мимика и жесты, но и различные сигнальные и знаковые системы, которые транслируются вспомогательными гаджетами. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками — первичными и вторичными, естественными и искусственными. В чём-то они облегчают жизнь, но в каких-то аспектах обедняют её.

Мир вокруг нас активно меняется, стремительно устаревают навыки, знания и технологии, отмирают целые отрасли и сферы, им на смену приходят другие, более развитые и востребованные, но не читать классическую литературу — Толстого и Достоевского, Гюго и Дюма — в наши дни так же стыдно, как и до изобретения радио и телевидения. В этом плане дела обстоят как с образованием: оно либо есть, либо его нет. И спорить о преимуществах и недостатках образования может лишь тот, кто его имеет. Так и знакомство с лучшими образцами классической литературы является неотъемлемой чертой образованного человека. Без этого путь наверх закрыт, развитие возможно лишь до определённых пределов и такой невежда обречён быть изгоем в приличном обществе.

Рисунок

2
120.141 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (24)
Сортировать по:
Сначала старые