Пушкин в моей жизни
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Для второго тура конкурса "Проект Жизнь".
- Портрет незнакомца (знакомого). Нужно детально описать качества, поступки, внешность, черты характера, индивидуальность.
Что есть знакомство с человеком? Я разминулся с Александром Сергеевичем на 132 года. Он покинул этот бренный мир в 1837, а я пришёл на грешную землю в 1969. Но Пушкина знаю во много раз лучше чем 99,99% своих современников, с которыми контактирую ежедневно, хотя формально — он для меня незнакомец.
Пушкин — олицетворение совестливости, глубины размышлений и противоречивости русской души, одновременно её светоч и мутное дно, баловень судьбы и растоптанная поросль.
Пушкин — величайший русский поэт и основоположник литературного русского языка. Он подарил нам эталонную русскую речь, заложив основы такого чистого и совершенного языка, что как бы мы не старались его уродовать, упрощать и засорять последние 200 лет, — к нему ничего не пристаёт.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Если Толстой и Достоевский — зеркало русской души, то Пушкин — её суть, сама душа.
Как можно было писать и говорить на таком языке, что и спустя два века его речь остаётся наилучшим образцом его красоты и богатства? Этого мне никогда не понять.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Его посещала не одна муза, а как минимум три: Каллиопа — муза эпической поэзии; Эвтерпа — муза лирики и Эрато — муза любовной поэтики. Такое разноплановое творчество ещё поискать надо: эпохальные, батальные саги; любовная лирика; детские сказки, которые взрослые перечитывают всю жизнь... да что там говорить — роман в стихах! Да и другие музы захаживали: Клио — муза истории; Мельпомена — муза трагедии; Талия — муза комедии; Полигимния — муза священных гимнов; Урания — муза науки.
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Александр Пушкин — "начало всех начал" в русской литературе, альфа и омега истины, заключённой в слова, бессмертный гений и великий повествователь. Примесь диких африканских кровей, доставшихся ему от прадеда по матери — туземца из Абиссинии Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником царя Петра I, а потом военным инженером и генералом, заложившим основу славной династии, — добавляли необузданности и размаха нраву поэта.
Художественный мир Пушкина не просто необъятен, он непостижим! Невиданные по охвату и глубине, но в то же время простые и стройные, его строки летят и вьются, преподнося нам окружающий мир во всей его полноте и многообразии. Всё в них взаимосвязано и соответственно, всего в меру, всё гармонично: оттенки чувств, думы, переживания, восторги и эмоции, описания ситуаций, пейзажи и диалоги героев так и льются, органично переплетаясь. Он удивительно просто и ёмко описывает такие сложные и многогранные отношения как, например, дружба:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Надеюсь, ещё долго будем вместе.
Пушкин — самородок, самоучка. Он буквально заговорил стихами в самой юном возрасте, причём сразу на нескольких языках: итальянском, французском и, уж потом, на русском. Его учёба в лицее вполне соответствует строкам из "Евгения Онегина":
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
Тот факт, что ранние годы Пушкина пришлись на период галломании, когда повсюду было много французов и французского языка, сыграло неоценимую пользу в период становления его литературного гения, обогатив его духовный мир.
И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. «Прощание Пушкина с морем». 1877.
Поэт по натуре, по состоянию души, он живо реагировал на все проявления красоты в окружающем мире, будь-то буйство красок природы — "в багрец и в золото одетые леса", "мороз и солнце; день чудесный!" или женское очарование — "как мимолетное виденье, как гений чистой красоты".
Любое творение Пушкина — бессмертный шедевр. Вдумайтесь: за 37 лет жизни, наполненной событиями на десять обычных людских судеб успеть оставить благодарным потомкам многие тома (десятки!) литературного наследия, где каждая строка — чудо выразительности:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Как сказал Блок:
Он весь
—дитя добра и света.
Это первая треть девятнадцатого века, ещё не было в русской литературе "серебряного века", а может и не было бы его вовсе без Пушкина, кто знает.
С юных лет он был влюбчив и не раз терял голову от женских чар. Череда его романов создала поэту устойчивую репутацию повесы и женского угодника:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать...
Любовь вела его по жизни, была его творческим вдохновителем, помогала залечивать душевные раны и спасала от одиночества:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Посмотрите какое удивительное воздействие сказки Пушкина оказывают на маленьких детей, впервые соприкоснувшихся с его творениями. Они бросают игрушки, свою возню и обращаются в слух, внимают не дыша, заворожённо... А в младшем школьном возрасте, кто из нас не пробовал выучить наизусть главу "Евгения Онегина"? Разве что какой-нибудь чурбан бесчувственный или эмоциональный ущерб.
Какое гармоничное мироощущение, способность видеть красоту во всём: в российских пейзажах, в бесконечных просторах родной земли, в силе и мощи стихий.
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты...
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.
Пушкин всю свою недолгую и яркую жизнь играл с огнём, бежал по лезвию, дразнил волков, высмеивал тупость и чванство, не терпел снобов и наглецов, не прощал обид, не давал спуску, бросал вызов сам и охотно предоставлял такую возможность другим. Его вспыльчивый нрав и необузданный темперамент не раз сослужили поэту дурную славу. Весь как обнажённый нерв, он был инициатором пятнадцати дуэлей. Состоялось четыре, а иначе и до 37-ми не дожил бы. Спасали друзья, добиваясь урегулирования конфликта, примирения сторон, не доводя до пистолетного выстрела; ещё в шести эпизодах перчатку бросали ему.
Тот роковой, двадцать первый (!) по счёту вызов, вылился в дуэль у Чёрной речки, в петербургских окрестностях. 27 января (8 февраля) 1837 г. поэт, стреляясь на пистолетах с Жоржем де Геккерном (Дантесом), получил смертельное ранение и через два дня скончался. Зашло солнце русской поэтики, но какой отклик и поныне находят строки Михаила Лермонтова, написавшего "На смерть поэта":
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!
Пушкин на экране. Его образ воплотил Сергей Безруков в фильме "Последняя дуэль" (2006)
Пушкин погиб, застрелен. Но пушкинская поэзия стала для всех русских людей священным талисманом, который всегда с ними, в потаённых уголках души, где бы они ни были и куда бы не забросила их судьба.
Давайте читать и перечитывать Пушкина. Это бальзам для ума и сердца, услада для израненной души.
И пушкинским стихам звучать на свете белом,
Покуда в нас самих, как радостная весть,
Живут наперекор случающимся бедам
Надежда и любовь, достоинство и честь.
Первоисточник:
А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. — М.: ГИХЛ, 1959-1962.