Умоляю, будь как все
Задачи тысячелетия, семь величайших математических загадок. Некоторые математики посвящают всю свою жизнь их решению. Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, решив первую задачу из семи. Остальные ждут своего решения, а величайшие умы планеты непрерывно пытаются покорить эти математические Эверест, Чогори, Лхоцзе или Чо-Ойю.
Как живётся в этом мире людям, чей ум по производительности превосходит среднестатистический в десятки раз? Нередко гениальность проявляется с раннего детства. Каково таким детям в коллективе сверстников, если равные им по интеллекту — это седовласые старцы в исследовательских институтах? Дети жестоки и своевольны, любая аномалия становится предметом травли.
Тема статьи для "Проекта Жизнь":
Занятие, которое приносит вам удовлетворение.
Для себя я обозначаю эти занятия так (в порядке приоритета): читать книги, смотреть фильмы и участвовать в конкурсах на общую эрудицию. Понятно, что жизнь на этом не заканчивается, я много чего люблю, как и все мы — море и лето, новые страны и общение, узнавать и исследовать, водить машину и запах дождя...
Выбрать сложно, но нужно. Поэтому статья о кино. О тенденциях кинематографа, о том, почему хороших фильмов всё меньше и о примере хорошего фильма 2017 г.
Люблю ли я кино? Да я вырос в кинотеатре! Там же получил образование, первый сексуальный опыт... — и всё это не отрывая глаз от экрана. Следует заметить, что во времена очень позднего Брежнева, поход в кинотеатр, — да ещё на премьеру французской комедии, — был апофигеем феерии. Девушки млели на "местах для поцелуйчиков" и после просмотра, сдавались на первом свидании. Выстоять длиннющие очереди за билетами, купить втридорога с рук — такие мелочи... Это сейчас избалованному зрителю подавай попкорн с газировкой и звук долби диджитал.
Центральное место в советском кинопрокате занимали французские фильмы. Почему именно французские? Потому что кроме них ещё были индийские и на этом выбор заканчивался. Советский Союз всегда дружил с Францией против Америки, это ещё со времён Шарля де Голля повелось. И хорошо, что дружил! Как там, у Маяковского: "Мы говорим партия — подразумеваем Ленин". В те годы французский фильм = комедия, видим на афише иностранную комедию — подразумеваем французскую.
Сразу скажу, Фернанделя я не застал. А вот зрелого Луи де Фюнеса — вполне. И хотя эпопею про Фантомаса, "Разиню", "Большую прогулку", "Человек-оркестр" смотрел в ретроспективе, но "позднюю жандармериаду", — почти "on time", по мере выхода новых серий, покупки прав, дубляжа и их появления в советском прокате.
Пьер Ришар ("Высокий блондин в чёрном ботинке", "Он начинает сердиться", "Не упускай из виду", "Игрушка", "Укол зонтиком", "Невезучие", "Папаши"); Жерар Депардье (вечный партнёр Ришара); Колюш ("Банзай"); Жан-Поль Бельмондо ("Чудовище", "Кто есть кто?", "Игра в четыре руки", "Профессионал") – эти фамилии актёров и названия фильмов "Одой к радости" звучат на струнах моей души. Каждый из перечисленных фильмов я смотрел минимум трижды(а потом ещё раз пятнадцать).
Но шли годы и вместе с 80-ми почти все вышеперечисленные легендарные комики "отошли от дел". Свято место пусто не бывает. Высвободившуюся нишу заняли новые имена и лица: Жан Рено, Кристиан Клавье ("Пришельцы"), Филипп Нуаре, Тьерри Лермитт ("Откройте, полиция!"), Венсан Кассель ("12 друзей Оушена"), Жан Дюжарден, Сами Насери ("Такси"), Дэни Бум, Гад Эль-Малех.
Вы не могли не заметить как изменился мир кино в последние десятилетия. Наиболее бросается в глаза резкая смена жанров игрового кино. Жанр — это распределение фильмов по определённым типам на основе их стиля, формы или содержания. Когда-то, во времена «золотого века» кинематографа, каждая крупная студия специализировалась на производстве фильмов определённого жанра: Paramount Pictures — на комедиях, Universal Studios — на фильмах ужасов, Metro-Goldwyn-Mayer — на мюзиклах. Теперь же всякое деление в прошлом, как и прежние традиционные жанры: лав-стори с хэппи-эндами, боевики, в которых главный герой спасает мир, вестерны с ковбоями и индейцами...
Кто платит — тот и заказывает музыку. Сегодня создатели фильмов нацелены на аудиторию в возрасте до 25 лет, которые ходят в кинотеатры компаниями, подвержены рекламе и с удовольствием тратят деньги на попкорн. Целевая аудитория определяет выбор того, что снимать — это масштабное, зрелищное, красочное, динамичное кино, без чётких сюжетных линий, но с массой экшена и спецэффектов, которое создано для просмотра на большом экране. С этим ещё можно было примириться, если бы не тексты.
Когда-то, ещё лет 5-10 назад, я ходил в кинотеатр еженедельно, смотрел в день по фильму в интернете и не успевал за заслуживающими внимания новинками кинопроката. Но ситуация меняется, по настоящему достойных фильмов (с сюжетом, актёрской игрой, да что там, просто со здравым смыслом заложенным в сюжет) теперь приходится ждать очень долго.
Даже среди прошлогодних номинантов на кинопремию "Оскар" было несколько откровенно проходных и конъюнктурных фильмов. Скорее всего, моё мнение не все разделяют, но это не повод, чтобы его не высказать.
Первого, действительно выдающегося фильма 2017 г., на мой взгляд, пришлось ждать довольно долго. И я хочу рассказать о нём, о фильме с интересной проблемой, положенной в основу сценария и великолепно раскрытой благодаря режиссёрскому мастерству и актёрской игре.
Фильм "Одаренная" — русский трейлер (2017)
[Канал на youtube - iVideos]
Главная героиня фильма — девочка Грейс МакКенна. Маленький гений кино сыграла маленького гения математики.
Фрэнк Адлер стал опекуном для своей единственной племянницы после самоубийства сестры — её матери. Малышке было всего полгодика, когда это произошло. Чтобы иметь возможность воспитывать Мэри самостоятельно, он оставил преподавание философии и по фрилансу подрабатывает на верфи, чиня моторы катеров.
Фильм о том, как гениальность сосуществует с обыденностью в современном мире. У малышки один из величайших умов на планете, но её дядя, много раз повторяет: "Умоляю, будь как все".
Первый же диалог Мэри с учительницей через несколько минут после знакомства последней с малышами-первоклашками:
3+3 - серьёзно? Что это за школа такая? Все знают, что это шесть.
Это школа, где ученики не говорят без разрешения. Задачки для тебя, раз уж ты всезнайка... Сколько будет 57 умножить на 135, сколько?.. (Пауза длится секунд 5). - Ну ничего, не расстраивайся.
7.695. (Учительница хватается за калькулятор и сердито набивает цифры. Всё правильно, на экране то же число. Пока это длится малышка продолжает) - Квадратный корень 87.7. С мелочью.
Мэри решает задачи и проходит тесты прежде, чем учительница успевает раздать задание классу. Как быть? Ребёнку место в школе для одарённых и директриса даже предлагает поспособствовать о стипендии. Но дядя Фрэнк неожиданно наотрез отказывается забирать малышку из обычной школы.
Озадаченная учительница набирает запрос в поисковой строке Google, вводя имя упрямца. Ничего выдающегося, но включается переадресация на его сестру Диану — гения математики, которую уже в 17 лет сравнивали со Стивеном Хокингом и Альбертом Эйнштейном. В 22 она вплотную приблизилась к решению одной из величайших математических загадок — теоремы Навье-Стокса, а в 27 покончила жизнь самоубийством.
А мама хотела бы, чтобы я ходила в школу?
Точно не знаю, но она хотела бы, чтобы ты нашла друзей.
Друзей-идиотов?
И чтобы научилась сострадать.
Все мы своих деток любим, пытаемся развить в них интерес к наукам, привить заботу и уважение, научить разбираться в людях и поступках, различать добро и зло. Но как быть, если семилетняя кроха уже гораздо умнее тебя? Стоит ли требовать от неё стать лучшей и преуспеть настолько, чтобы её имя осталось в памяти потомков или пустить ситуацию на самотёк и позволить влиться в мир обычных людей, ведь гении обречены на снобизм и одиночество?
В центре фильма конфликт дяди и бабушки гениального ребёнка, которые видят её дальнейшую судьбу совершенно по-разному. Дядя хочет для Мэри обычной человеческой жизни, как у всех её однолеток, не запрещая развиваться, но и не особо потакая этому. А вот бабушка пытается через внучку достичь того, чего не смогла ни она сама, ни её "сломавшаяся" дочь. Дауншифтинг или элитарность? Решать необходимо прямо сейчас.
Бабушка девочки — Эвелин — властная и цельная английская аристократка. Она сама в молодости подавала большие надежды на университетской кафедре Кэмбриджа, но её роману с математикой помешало замужество, переезд в Америку и воспитание детей. Мальчик родился обычным, а вот девочка... Она культивировала в дочери-математическом гении все те качества, которых не хватило ей самой, но отвернулась от неё, когда та забеременела от малознакомого парня, случайно возникшего в её жизни и решила родить ребёнка. До этого события вся жизнь Дианы была подчинена одному — решению теоремы Навье-Стокса.
Конфликт доходит до судебного разбирательства, чему немало удивлён даже судья: "Дядя против бабушки? Может выйдете в коридор и договоритесь?".
Выдающийся разум девочки не позволяет ей испытывать обычные человеческие эмоции, постигать жизнь медленно и взрослеть постепенно. Можно сказать, что умственно она выросла уже к тому моменту, когда её ровесники перестали пробовать на вкус песок в песочнице.
В фильме есть несколько выдающихся находок сценариста. Например, эпизод, в котором Фрэнк приводит Мэри в родильное отделение, чтобы показать как посторонние люди проявляют радость от появления на свет младенцев. Они скромно сидят в уголке холла, куда врач-акушер выходит к собравшейся родне и говорит, кто у них родился. Девочка наблюдает искренние человеческие эмоции и учится их проявлению.