Двенадцать
В свое время я был участником писательских групп на Яху, где работал месячный конкурс рассказов. Что то вроде конкурсов анонимного автора, но с более строгими условиями. Условия конкурсов были похожи на здешние конкурсы буриме. Рассказы должны были быть не более 2000 слов и все написаны на то-же самое название. Тема, естественно, была разная, в зависимости от личной интерпретации. В результате, подобного рода работы часто напоминали самостоятельные рассказы в той-же мере, в которой посты буриме напоминают поэзию. Отвечая условиям конкурса, они скорее являются упражнениями в рифмовке.
Мой предыдущий пост «Видение Фебы» как раз один из такого рода рассказов. В своё время он был написан на довольно странное название «Phoebe saw the end», что можно перевести как «Феба знала какой будет конец» или «Феба знала о конце». В свое время, получив такое название, я стал прикидывать что написать. А так как память связала имя «Феба» с чем то греческим, я погуглил его и вспомнил всю эту историю с Ураном и Сатурном, и был очень доволен, так как это уже было готовым сюжет. Все что мне было нужно – это заполнить скелет сюжета «живыми органами», и вуаля. Конечно, главная трудность была в том, что каждый из персонажей уже имел существующую историю, и написав вот так, просто от балды, я рисковал нарваться на человека, который знал эту историю и действительные характеры персонажей. Однако, как правило, люди знакомы с греческими легендами начиная с подвигов Геракла, Тезея, и Аргонавтов, и Илиады и Одиссеи. А то, что было до этого, знали очень приблизительно. Так что была вероятность того, что мне это сойдет с рук, особенно потому, что я публиковал это в Америке, а там люди знают все в основном по фильмам.
Моей задачей было написать о том, что эти здоровенные грубые детины могли сказать и делать при подобных обстоятельствах. А так как в отрочестве я жил среди копьеметателей, метателей диска и толкателей ядра, то более менее мог себе это представить.
Не знаю насколько мне это удалось, но судя по результатам – неплохо. За этот рассказ я получил 120+ апов и 17 просмотров. В сравнении, например с предыдущим рассказом «Для Лили'», который, с моей точки зрения, намного лучше, и является самостоятельным рассказом, но при этом имел только 88 апов и 21 просмотр.
В «Видение Фебы», однако, я столкнулся с довольно сложной динамикой, потому что у Геи и Урана было шесть сыновей и шесть дочерей и, в соответствии с представленной ситуацией, мне пришлось описывать аж девять человек – Гею, шестерых сыновей и двух дочерей. У каждого из них же был свой характер и соответственно своя манера разговора. Вот на Голосе все вроде говорим на одном языке, а вот каждый говорит по разному, в своей манере.
Тот факт что у Геи и Урана было двенадцать детей навело меня на мысль о фильме Михалкова «Двенадцать», который я смотрел лет восемь назад. Сегодня я его опять нашел и пересмотрел.
Все-таки здорово он написан. Я даже не говорю об общей канве расследования, и о том как это все было увязано. Но даже прописать столько персонажей, где каждый: страдающий изобретатель диода, старый еврей, актер труппы, кладбищенский директор, телевизионщик, слесарь, хирург с кавказа, строительный подрядчик, водила, канцелярская крыса, режиссер, сын парт работника имеет свой характер, свою собственную речью, собственную позицию, собственную судьбу.
Помню смотрел интервью с Кристианом Бэйлом, где его спросили как он может так убедительно молчать. Он ответил, что это потому, что он произносит внутренний монолог все время, но только озвучивает его тогда, когда нужно по роли.
Конечно, кое-что в картине было натянуто. Например, когда один из присяжных говорил, все остальные сидели, слушали и молчали. Не могу себе представить реальной ситуации при которой такое могло бы происходить в России. Тишина могла быть только на каком-нибудь партсобрании. В реале такой неофициальной обстановки разговор бы разбился на много разных ручейков, где все бы слушали себя или соседа за столом. Но с этим уж ничего поделать было нельзя. Все актеры здорово сыграли.
Я посмотрел сколько там было писателей, чтобы выписать столько разных характеров. Оказалось четыре. Один американец и три русских. Михалков, наверное, следил за общим ходом действия и за общей смысловой нагрузкой.
С моей точки зрения, в этом фильме очень хорошо показано, что нужно оставлять для додумывания зрителю. Ему здесь не нужно додумывать сюжет или восполнять его пропуски. Сюжет и характеры отлично продуманы и проработаны. Однако, сам сюжет так завернут, что выхода из создавшейся ситуации практически нет. В конце фильма всем ясно, что чеченский парень невиновен. Но если его не осудить и не посадить в тюрьму, то тем самым его выбрасывают на улицу на верную смерть, ибо его будут искать настоящие убийцы его приемного отца. С другой стороны, чтобы его действительно вытащить, нужно найти настоящих убийц и только потом заново возбудить дело. Но совершенно ясно, что никто этим заниматься не будет, а саму систему правосудия это совершенно не колышет.
Вот так нужно писать рассказ. Где не уколешь - нужно натыкаться на мясо, а не на пустоту.