Вклад школы стоиков в психологию
Стоическое учение было самой популярной философией в эллинистических государствах, а затем в Древнем Риме. На протяжении нескольких веков оно сильно изменилось и приобрело под конец ярко выраженную идеалистическую окраску. Различают древний, средний и поздний периоды в истории этого учения.
Наиболее важные для психологии идеи сложились в первый период, когда подъем естествознания определил преобладание материалистических тенденций.
Пневма как первоначало
Стоики представили космос как единое целое. Этот космос состоит из модификаций огненного воздуха — пневмы. Душа - это один из компонентов пневмы.
Пневма стала первоосновой. Цельность мира была восстановлена. Но какой ценой? Физическое и психическое представлялись построенными из одной материи, однако материи одушевленной, наделенной всеми признаками, свойственными человеческому, более того, сверхиндивидуальному разуму, ибо мировая пневма, по учению стоиков, идентична мировой душе.
Философия стоиков складывалась на крайней границе гилозоизма, от которой был один шаг до идеализма. Поздняя Стоя его и сделала.
Стоики ввели понятие о степенях «напряженности» или «тонуса» пневмы. Оно позволяло разграничить и объяснить несходные модификации бытия, не утрачивая их единой основы, и тем самым разрушить воздвигнутую Аристотелем стену между неорганическим и органическим. Чтобы снести стену на другом краю аристотелевской системы — между одушевленным телом и сверхприродным разумом, нужно было исследовать преемственность в развитии души, пути перехода к сложным, чисто человеческим явлениям психики.
Пути превращения образа в мысль
Самым важным вкладом стоиков в психологию являлось формулировка и изучение интеллектуальных форм и операций, благодаря которым происходит переход от чувственных впечатлений к логической мысли. Это было подготовлено учением Аристотеля о фантазии, но его же учение о разуме превращало мысль в противостоящее чувственности начало.
Два момента в учении стоиков заслуживают особого внимания. Прежде всего, стремление доказать, что преобразование чувственных образов на всем пути от ощущения к высшим формам абстрактного мышления носит закономерный и необходимый характер. Тем самым идея детерминизма распространялась, пусть в самом общем виде, не только на возникновение непосредственных впечатлений, но и на их последующую переработку. Во-вторых, область представлений снабжалась всеми атрибутами понятийного знания.
В этом плане понятие «фантазия» в школе стоиков имело ряд преимуществ перед аристотелевским. Ощущение и мышление, согласно Аристотелю, познают хотя и принципиально разные, но реальные объекты. В противоположность им фантазия субъективна и произвольна. У стоиков же фантазия дает достоверное знание. Ее образам свойственна непогрешимость непосредственных восприятий. Она может быть даже более достоверной, чем мышление, в особенности если последнее искажается аффектами, как у человека.
У животных же, где такого искажения не происходив, чувствования заменяют сознательный разум, позволяют, в силу устройства их организма находить нужный путь. Такое предположение привело стоиков к представлениям, из которых в дальнейшем вышла теория инстинктов.
Умственное развитие
Стоики стремились утвердить, генетический подход к мышлению. Умственное развитие рисовалось ими следующим образом: рождаясь на свет, ребенок поучает через дыхание внешнюю пневму, под влиянием которой его внутренняя душа приводится в движение, начинает превращаться в психическую. Последняя в свою очередь постепенно развивается путем переработки новых впечатлений. В возрасте около 14 лет происходит перелом — возникает сознательное, рассудочное мышление. В этой схеме много примечательного: и положение об отсутствии психических качеств до контакта с внешним миром, и идея развития этих качеств на чувственной основе и, наконец, гипотеза о фазах умственного развития — переходе от чувственного мышления к рассудочному, даже датируемом определенным возрастом.
Учение об аффектах
Важную часть стоической доктрины составляло учение об аффектах. Своей предпосылкой оно имело положение о том, что все психические процессы в своей основе разумны. В человеческой душе нет двух частей — рациональной и иррациональной. Аффективная сторона вопреки Платону по своей сущности не отличается от рапдональной (разумной). Аффекты появляются при неправильной деятельности мышления.
Страсти или желания — это болезненные состояния души, возникающие, в результате «порчи разума». Чтобы избавиться от аффектов, нужно получить правильное знание о том, что является благом.