Недовольные Фрейдом. Часть 1

Этой заметкой я хочу начать серию размышлений о психоанализе, интерес к которому и критика которого по-прежнему эмоционально заряжены, что косвенно и прямо указывает на его значимость. В России и странах СНГ психоанализ прошёл свой особенный путь*. Изначально, в начале прошлого века идеи психоанализа были приняты очень легко, ведь мысли о душевной жизни поднимались ещё задолго до Фрейда (или Фройда) в произведениях русских писателей. Казалось, внутриличностные конфликты, скрытые мотивы, которыми пронизаны произведения, например, Достоевского, подготовили почву для безапелляционного принятия психоанализа мятежной русской душой. Но индивидуализм, бессознательное и принцип удовольствия, о которых говорил Фрейд, оказалось, сильно противоречили идеям советской власти, пугали сподвижников прогресса пропагандой разнузданности и отвлечением народа от строительства светлого будущего.

Есть мнение, что поэтому в настоящее время в понимании психоаналитических идей мы сильно отстаём от Запада. Я предлагаю всем желающим попробовать наверстать упущенное и задуматься над некоторыми моментами нашей жизни.

Первая заметка будет посвящена последнему произведению Фрейда «Недовольство культурой». В этой работе Сигизмунд (Зигмунд) Фрейд рассматривает множество явлений нашего общества, пытаясь ответить на вопрос, что может дать психоанализ нашему обществу. «Недовольство культурой» написано в 1930 году. Давайте подумаем, поднимает ли Фрейд в нём проблемы актуальные и для нашего сегодняшнего дня или мир безвозвратно изменился, и Фрейду мы можем помахать рукой, провожая в историю.

Познание мира человеком по Фрейду происходит с момента появления его на свет. Младенец еще не может отличить себя, своё «Я» от внешнего мира, но получая различные импульсы от внешнего мира, постепенно он начинает различать ощущения, которые приходят ему от его собственного тела и ощущения приходящие извне. Изначально самый желанный объект для него – это материнская грудь, которая появляется после призывного крика. Ребёнку приходится учиться различать внешние и внутренние неожиданно возникающие неприятные ощущения. Начинает работать, так называемый, принцип удовольствия (если интересен подробный расклад – втихаря загугли). Ребёнок хочет ощущать хорошее, но не хочет ощущать плохое, но поскольку это невозможно, ребёнок постепенно учится принимать объективный мир и довольствоваться принципом реальности. «Я» в психике ребёнка отделяется от внешнего мира.

Фрейд считает, что всё, что мы ощущали в этой жизни, остаётся навсегда в психике, но из-за вытеснения не находится в сознании. Фрейд поднимает вопрос пространственного расположения воспоминаний. Если обычное пространство нельзя заполнить дважды, то в психике более ранние структуры стали основанием для развития более поздних. Подобные рассуждения приводят нас к неизбежности разыгрывания одних и тех же сценариев в нашей жизни, одних и тех же способов удовлетворения желаний.

На этих идеях построены множество психологических терапий, которые пытаются выявить повторяющиеся сценарии в жизни конкретного человека и затем с человеком прорабатываются альтернативные способы осуществления желаемого. Например, иногда женщины с удивительным постоянством влюбляются в мужчин-алкоголиков, даже если в начале их отношений не наблюдают проявлений пагубных пристрастий. Задача терапевта в этом случае, вскрыть истинные мотивы выбора женщин, чтобы при разыгрывании очередного сценария она могла сознательно осуществить необходимый ей выбор, понимая заранее его последствия.

Но вернёмся к Фрейду. Что он говорит, например, нам о счастье? Если порассуждать на тему, что люди хотят получить в жизни, то окажется, что все так или иначе хотят счастья, если же следовать открытым Фрейдом принципом удовольствия, люди хотят удовольствия, и не хотят неудовольствия.

Фрейд пишет, что желание неосуществимо, устройство нашего организма этому не способствует. Счастье как инсайт или оргазм – это удовлетворение эпизодическое, к тому же и воспринимаемое на контрасте с обычным состоянием. Любое продолжительное удовольствие физиологически вызывает у нас равнодушие. Я бы сказала так: если бы Вы могли оргазмировать неделю, то Вы бы умерли за это время от голода, так что увы это тот самый момент, когда против Вашего счастья сама эволюция. Грустно как-то…Страдания же подстерегают человека повсюду: из-за болезней, боли, старения, со стороны внешнего мира и со стороны других людей.

Фрейд перечисляет различные пути к счастью, доступные для человека в современной культуре. Первый путь – наркотики. Фрейд пишет, что наркотики вызывают привыкание, и, при этом впустую растрачивается энергия, которую можно было бы использовать для улучшения собственной жизни.

Сразу вспоминается один комментатор недовольный Фрейдом. Фрейд же употреблял наркотики и !о Боги! пропагандировал их. Действительно, в его время о вреде наркотиков ещё не было известно, а пристрастившимся, как мы сейчас уже знаем, сложно потом от них отказаться. Но абзацом выше я описала, в каком контексте могла происходить реклама наркотиков от Фрейда.

Второй путь к счастью, предлагаемый Фрейдом, можно назвать «умервщление влечений» или, другими словами, подчинение источников потребностей. Например, Вы решили не заводить никогда любовных отношений, как Вы в этом случае будете справляться с сексуальными влечениями? К отсутствию секса можно привыкнуть, человек будет ощущать неудовлетворённость, но поскольку все чувства находятся под жёстким контролем, страдания не такие сильные, как в случае, когда человек находится в постоянном поиске нового партнёра. В этом случае счастья в жизни у человека будет мало, но это не самое страшное. Условно «страшное» начнётся тогда, когда сексуальная потребность начнёт извращаться. Хочется привести пример, но «мадам не знает толк в извращениях»… у меня перед глазами возникают кадры из какого-то фильма, где монах заходит в пустой католический храм, и начинает страстно облизывать ноги статуи Девы Марии. Думаю, что подойдёт для этого случая.

Наиболее интересный способ удовлетворения, который предлагает Фрейд, представляет собой «смещение либидо» или более знакомое всем понятие «сублимация влечений». Это происходит, когда человек получает большее наслаждение от своей психической или интеллектуальной жизни. Это может быть радость от творчества или радость от познания истины, что кажется нам возвышенными стремлениями, но, к сожалению, Фрейд отмечает, что это возможно, лишь для тех людей, у которых есть ярко-выраженные способности. Наверное, стоит с ним согласиться, ведь осознание своей посредственности в творчестве или науке приносит мало удовлетворения.

Следующий способ обретения счастья, который предлагает нам Фрейд, это увидеть «единственного врага в реальности», другими словами, необходимо отвернуться от мира и стать отшельником. Если отшельник решит при этом изменить мир, подчинить его себе, то он превратится в безумца, т.к. реальность сильнее. Давайте вспомним здесь всех наших идеалистов, которые винят во всём действующего президента, а может пропаганду разврата, алкоголя, или капитализм, а ещё вспомните людей, очарованных язычеством, временами царской империи или ещё чем-то. Всем им кажется, что есть лишь одна причина нашего несчастья, а значит, есть лишь одна цель и один лишь смысл.

Последний путь к счастью, который описывает Фрейд, можно обозначить как чувственная привязанность к объектам внешнего мира. Первое что приходит на ум – это любовь половая. Главный недостаток этого подхода по Фрейду– огромная уязвимость, т.к. человек становится слишком зависим от внешнего мира.

Я считаю, что на этом этапе уже можно сделать небольшой вывод. Полезно ли написанное произведение Фрейдом в 1930 году, актуально ли для сегодняшнего дня? Я считаю, что если бы что-то подобное нам преподавали в школе или в институте, возможно, необходимость читать произведения Фрейда отпала бы сама собой. Но, к сожалению, при обучении как в школе, так и в ВУЗах всегда в приоритете стоят знания об обществе (философия, социология, культурология, история), а не знания о себе самом (психология). Индивидуальность по-прежнему не в почёте, а значит читать Фрейда по-прежнему может быть полезно.

На этом я закончу первую часть размышлений о психоанализе. Если Вам нравится то, что я делаю, как-нибудь дайте знать, мне будет приятно. Я тогда буду делать это с большим энтузиазмом.

ЗЫ: *Для справки: первым иностранным языком для работ Фрейда стал русский язык (Санкт-Петербург, 1904 год). Страна, где наиболее интенсивно издавались книги Фрейда – дореволюционная Россия. НО, потом история пошла другим путём. В.М. Лейбин, автор-составитель первой хрестоматии по истории российского психоанализа писал: «Постреволюционная идейная борьба, инициированная политическими лидерами ... не только перечеркнула перспективы русского психоанализа, но и под знаком противостояния “буржуазной идеологии” фактически устранила психоанализ из России».

психологияпсихоанализфрейдфройднедовольныефрейдом
25%
0
5
0.146 GOLOS
0
В избранное
Pila Ivanna
На Golos с 2018 M11
5
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые