Пропаганда
Пропаганда — плод убеждений, которые встречают сопротивление, и готовности людей распространить эти убеждения вопреки и вместо остальных убеждений.
Для максимальной эффективности пропаганде не обойтись без цензуры. В контуре закрытого информационного пространства пропаганда может мобилизовать на свою службу все средства массовых коммуникаций — печатные, устные, визуальные и художественные (авторские). Каждый зомбоящик, газетёнка или инсталляция будут жечь глаголом и показывать идейно выдержанную картинку в правильной тональности и с максимальной эффективностью.
Подобно тому, как в столкновении между верой и церковью, всегда побеждает церковь, так и пропаганда задавит любую объективность. Кстати, изобретению пропаганды мир обязан римской католической церкви. Именно в Ватикане в 1622 г. возник и приступил к работе "Отдел пропаганды веры" (Officium de Propaganda Fidei), став одной из постоянных конгрегаций аппарата Папы.
Пропаганда по самой своей природе необъективна и достигает максимального успеха лишь тогда, когда апеллирует к таким низменным человеческим качествам, как ненависть, ксенофобия или предубеждение/предвзятость. Пропаганда неэффективна в вакууме, потому что она является противоположностью честной и конкурентной подачи информации и новостей, имеет мало общего со знаниями и образованием, а для убедительности, ей нужен образ врага.
В XX веке масштабы пропаганды выросли многократно. Тому виной появление новых видов и стремительное развитие средств массовой информации — радио, кино и телевидение, усложнение коммуникаций и информационного обмена благодаря методам маркетинга, массового убеждения, коммерческого рекламирования и PR.
На карте мира появляются тоталитарные диктатуры с утопическими идеологиями. В СССР был агитпроп, а у национал-социалистов Третьего рейха Министерство пропаганды. Сложно сказать, кто из них добился больших успехов, но руководствовались эти фабрики сознания общими правилами:
- Правило упрощения: всё многообразие и сложность ситуации намеренно сводится к простой конфронтации "добра и зла", "друзей и врагов", "своих и чужих".
- Правило искажения: дискредитация оппозиции грубым враньём и бессовестно циничными предположениями.
- Правило смешивания: манипуляция традиционными для аудитории ценностями для достижения собственных целей.
- Правило единогласия: подача частного мнения под видом единодушного мнения всех адекватных людей с правильным мышлением; вовлечение сомневающихся через пример моральных авторитетов, социального и психологического давления.
- Правило оркестрирования: бесконечное повторение тех же посылов, тезисов и обращений на разный лад, в разных вариациях и комбинациях.
Со временем из пропаганды развились специальные дисциплины. Например, спецпропаганда — искусство сеять раздор в рядах противника с помощью дезинформации и манипуляции сознанием.
Метод «гнилой селедки»: подбирается как можно более грязное или скандальное ложное обвинение. Это может быть что угодно — педофилия, участие в чёрной мессе с жертвоприношениями, магазинное воровство или жестокое обращение с животными. Цель метода состоит вовсе не в доказательстве обвинения (тем более, что оно заведомо ложное и недоказуемое), а в инициации волны широкого публичного обсуждения его несправедливости. «Вопреки слухам о том, что Иван Иванович замешан...». Феномен человеческой психики состоит в том, что любое публичное обсуждение обвинения неизбежно приводит к возникновению «сторонников» и «противников», «обвинителей» и «защитников» обвиняемого. Абстрагируясь от взглядов участников дискуссии и их позиции, имя несчастного будет полоскаться в связке с грязным и скандальным предметом обвинения до тех пор, пока всем не надоест и эта тема уйдёт в историю. Помните чеховское: «То ли он украл, то ли у него украли?..». Но это не имеет ни малейшего значения, он или у него... Главное то, что он является фигурантом в гадком деле, une affaire de vol. От этого «запаха гнилой селёдки» ему уже не отделаться и где бы он не появился, вопрос «украл-поучаствовал или всё-же нет» будет читаться в глазах всех, кто с ним контактирует.
И до самой своей смерти квартирант будет сыпать юридическими словечками, которых понаберется в разных присутственных местах, будет говорить не "наказывается", а "наказуется", не "поступок", а "деяние". Себя будет называть не "товарищ Жуков", как положено ему со дня рождения, а "потерпевшая сторона".
- Ильф, Петров «Золотой телёнок».
Методики очернения и вовлечения бывают самыми разными: «большой лжи», «40 на 60», «перевёрнутой пирамиды», «абсолютной очевидности». По ним исписаны тонны рукописей, опубликованы тома и при желании это всё можно прочесть в более развёрнутом изложении, ориентируясь на названия методов, взятых в кавычки.
Важен сам механизм воздействия пропаганды на аудиторию на уровне мыслительных процессов и то, что можно противопоставить этому воздействию. «Большая ложь» наносит глубокую психологическую травму, поскольку человек не может себе представить того, что такими вещами можно шутить или выдвигать такого рода обвинения необоснованно, хотя пропагандисту это «раз плюнуть». Метод очевидности работает через «эффект присоединения», эксплуатируя человеческие эмоции и реакции, «гнилой селёдкой» пользуются для внедрения прямой ассоциации между объектом информационной атаки и омерзительными придуманными обвинениями.
Другими словами, пропаганда превращает человека в зомби, который не только активно поддерживает внедренные в его сознание установки, но и агрессивно противостоит тем, кто придерживается иных взглядов или пытается его переубедить, пользуясь логическими доводами. Как говорил всё тот же нехороший Геббельс: «Мы добиваемся не правды, а эффекта».
Джордж Оруэлл создал гротеск, вымышленную художественную модель тоталитарного общества и государства в романах «1984» и «Скотный двор». Весь этот отдельный мир, показанный криво и фрагментарно, был построен на пропаганде, поскольку пропаганда являлась главным производством страны. К сожалению, дурацкая страна из кошмарных сновидений, стоящая на фундаменте из пропаганды, неоднократно становилась (и становится) реальностью. То, от чего Оруэлл хотел нас удержать, воплотилось, материализовалось и окрепло. И не его вина, что удержать нас не удалось.
Я хорошо помню прихватизацию НТВ, как «переобувались» Киселёв, Миткова, Доренко. Примерно через год телевизор стало невозможно смотреть, в части подачи новостей и телевизионных ток-шоу. Понятно, что до той вакханалии и того градуса кретинизма как сейчас, было ещё далеко, но тенденция сразу обозначилась чётко и ясно.