Глубокий психологический смысл общественных ритуалов: свадьба и похороны.

В прогрессивном XXI веке, в быстро изменяющемся обществе, пронизанным технологиями, где каждый человек может получить любую информацию люди по-прежнему хранят память о традициях и ритуалах, которые пронизывают ту или иную культуру. Многие из них со стороны незаинтересованного наблюдателя могут казаться бессмысленными, иногда дремучими, или же вовсе глупыми.

Однако это действия, которые были сформированы в культуре и передавались на протяжении многих веков и имели реальный эффект на людей, которые в них участвовали. Но самое главное - когда ты оказываешься включенным в них...ты не остаешься равнодушным.



(ссылка на источник)


Но что же это, в чем та сила этих ритуалов, почему они так действуют на нашу психику, личность, каким образом они изменяют нас? В посте я постараюсь кратко ответить на эти вопросы на примере таких ритуалов, как похороны и свадьба.



Посты-бэкграунд (не критичны):

"Майнинговая" теория человеческой личности. Личность как децентрализованная база данных.

"Майнинговая теория личности": как развивается наша личность?

Как работает психотерапия? Часть первая: шарлатанство или инженерия психики.



Социум и психика

Откуда впервые берется наше представление о себе? Как другие люди влияют на нашу память? Какое влияние имеют другие люди на то, как мы переживаем то или иное событие нашей душевной жизни? Отвечу на эти вопросы по-порядку:

Во-первых. Родившись ребенок пока не знает, каков он (хороший, плохой, капризный, милый). Об этом ему говорят его родители, видящие его со стороны. Сначала у родителей есть образ ребенка, который со временем формирует этот образ в голове у самого ребенка (родители как "зеркало").

Так, другие люди своим восприятием, памятью о нас изменяют что-то в нашем сознании/психике...душе.



(ссылка на источник)


Во-вторых. Постепенно входя в культуру, в общество других людей человек получает кучу "культурных инструментов" для запоминания чего-либо, например: "каждый охотник желает знать, где сидит фазан", да и вообще язык - это способ запомнить, оформить событие в слово и не тратить кучу памяти на запоминание всего события целиком.

Культура позволяет нам в нашем сознании делить свою жизнь на этапы (автобиографическая память), а некоторые культурные явления служат "основанием, на которое нанизываются" и которое аккумулирует наши эмоции, чувства.



(ссылка на источник)


Так, такие культурные явления как: новый год, день рождения, патриотизм (без шуток), пение гимна, наконец похороны, свадьба у людей одной культуры в целом связанны с какими-то эмоциями.

В третьих. Общество, другие люди хранят память о нас. И любой наш поступок, мысль выраженная "на людях" заносится в "базы данных" людей - свидетелей. Посмотрите, то, что произошло прилюдно имеет большее влияние на нас, чем то, что произошло у нас в голове, или когда мы одни...да даже вдвоем ("минимальные подтверждения" на бирже).

Такое ощущение, что "прилюдность" добавляет "объективности" каким-либо событиям. Ведь их "внесли в общественный блокчейн другие люди/майнеры". Тем самым любое событие (в том числе и нашей субъективной реальности) верифицируется (проходит подтверждение) и его возросшая "реальность" - оказывает мощное влияние на нашу память.


шур.jpg
(ссылка на источник)


Таким образом культурные события, осуществленные прилюдно становятся более реальными для нас, тем самым изменяя нас, наше переживание чего-либо. Его культурная составляющая (понятия, с которыми связанны наши эмоции) обеспечивают форму, в которое оно оформляется в нашей памяти.

А его общественность, "прилюдность", а главное сильные эмоции (сильная эмоция=значимо=запомнить) делают это событие в нашем сознании более объективным и осуществляется "прожиг, запечатление чего-либо в нашей памяти, образе Я, отношения к другими людям".


Ритуалы как психотехника

"Магию" и таинство ритуалов - это не их способность воздействовать на реальный мир, но на мир социально существующего, существующего через деятельность человека. результат ритуала реален потому, что он реален для человека.



(ссылка на источник)


Изначально, одной из задач ритуалов являлось хранение и запоминание знаний, обычно в групповом формате.

Так и в нашем времени многие ритуалы являются способом изменения групповой и индивидуальной памяти, посредством "разделения" этой памяти в коллективе.

По-сути, такие события как свадьба, похороны. Это формирование нового "блока" в системе общественной памяти...."этот человек умер", "этот человек женился"...Все это видели, и то, что это видели все производит в психике человека (если мы говорим о новобрачных), и в психике родственников умершего. Ниже, представлены основные задачи этих ритуалов.

Свадьба



(ссылка на источник)


Статус замужней или женатого, как понимает мой уважаемый читатель - это не просто печать в паспорте. Это новая модель поведения, новый образ Я, новые обязанности. Это - новый этап в совместной жизни двух людей, который призван (в идеале) стать качественным изменением.

В различных обществах есть такая процедура, как инициация. Это по-сути ритуал, призванный при помощи выполнения всяких "квестов" о которых член общества знает с рождения и которому он готовится, это действие имеет для него значение. Другие члены общества наблюдают за тем, как он проходит эти квесты и в итоге человек трансформируется. Обычно ему дают статус "взрослого", который включает новые обязанности и привилегии.



(ссылка на источник)


Так же и со свадьбой. Трансформация осуществляется в двух вариантах:

  • Прилюдно. Ты выполняешь ритуалы на глазах у других людей. Они имеют силу, так как "заверяются другими". Теперь и ты и другие люди знают, что произошло изменение.
  • Наедине (это тайные свадьбы, или же просто свадьбы без гостей). Если для людей что-то значит ритуал свадьбы, то и в компании друг друга они могут произвести эту "трансформацию". Эмоциональный отклик, который вызывается ритуалом включает "систему" запоминания (эмоции запоминаются) и вуаля. Память изменена, изменена идентичность.

Похороны

Задача похорон - преобразовать и оформить чувства по отношению к утрате человека. Утрата в первые моменты вызывает шок, дезинтегрирует нас, ведь был человек, к которому мы были привязаны, имели с ним эмоциональную связь, планы. А вдруг его не стало.


шур2.jpg
(ссылка на источник)


Необходимо понять, что человека нет. Это ведь эмоционально ох как не сразу доходит до нашей психики.


В результате похорон мы должны понять, что человек умер, он не сможет участвовать в вашей дальнейшей жизни, отпустить его. Его образ нужно записать, оформить в рамку "светлой памяти".


Для этого "оформления" используются ритуалы, которые трансформируют наши эмоции, оформляют их и....позволяют быть выраженными. Так, плакальщики на похоронах помогают людям заплакать, дать эмоциям выход и соответственно "сделать прожиг их памяти о событии".


(ссылка на источник)

Заключение

Таким образом, не смотря на кажущуюся нелепость, вычурность многие ритуалы играют важную роль в преображении нас, когда мы сталкиваемся с теми или иными социально значимыми ситуациями. Каждый ритуал - это история, история пережитых чувств людей, принадлежащих к одной и той же культуре.

Приобщаясь к ритуалу, ты трансформируешь себя по заданному культурой образцу. И реальность этой трансформации задают люди, которые мнимо или реально наблюдают за этим, заверяют это как социальный факт, который оказывает фундаментальное влияние на человека, как творение социума.


Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой блог, вас ждет много нового и интересного.

Текст написан эксклюзивно для проекта ГОЛОС.
Автор: Чулошников Алексей.

психологияобществокультураpsk
25%
9
241
332.811 GOLOS
0
В избранное
Алексей
Психолог, алчущий поэт, тараканий пастух. Блог о нескучной и понятной психологии, анализе общественных явлений и фотографиях на хреновый iPhone.
241
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые