"Мыслить ясно": что такое "духовность" и в чем ее можно выразить?
В современнейшей истории России слово "духовность" становится все более популярным как среди ее населения, так и в речах официальных лиц, не имеющих прямого отношения к религиозным организациям.
Да чего уж говорить, слово "духовность" употребляют и дворовые пацанчики, и местные алкоголики и нерадивые родители, плюющие на воспитание или пропитание своего чада.
"Духовность" скрашивает депрессивность и бескультурие, дарует утешение ведь само по себе звучит как что-то более возвышенное, не имеющее отношение к грязи и серости реальности. Возможность же назвать себя "духовным" или же как-то быть причастным к этому облагораживает и красит.
Но все-таки, что же такое духовность? Как понять, что ты духовен? И хочешь ли ты действительно быть духовным?
Понятие "духовности"
"Все говорят о духовности, но не каждый может внятно объяснить что это блин такое"
Любое слово, термин, понятие или же категория - это то, что создало человеческое мышление для того, что бы обозначать те или иные вещи не придумывая для каждой отдельное имя.
Каждое понятие/термин с одной стороны подразумевает, что к нему можно отнести одни вещи и наоборот - сказать, что какой-либо предмет/явление к этому понятию не относится.
Вообще у любого понятия есть две характеристики:
- его содержание - описание характерных особенностей того явления/предмета, которое оно обозначает.
- объем понятия - то, как много вещей в мире можно описать этим понятием.
Чем более конкретнее содержание понятия, тем меньший объем понятия и тем больше его способность отделять одно от другого.
Понятие "ложка" позволит нам отделить ложку от вилки, но вот понятие "бытие" включает в свой объем все сущее и потому любую вещь можно подогнать под понятие "бытие", просто потому что она есть.
What is "dukhovnost"?
И если взять такое понятие как "духовность" то:
- у него нет конкретного содержание, есть лишь смутное представление о том, что ассоциируется с "духовностью";
- непонятно, что является главным, а что второстепенным ("духовный человек это тот кто молится и зажигает свечки, или тот, кто склонен придерживаться высоких моральных ценностей?")
- неконкретность содержания и неопределенность существенного и несущественного позволяет называть "духовностью"....да все что угодно.
Иными словами, когда мы не понимаем четкого значения слова мы не сможем отличить "духовного" от "недуховного" человека.
Кто "духовен"?
"Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства." - из Вики
Если взять это понятие как основное, то можно сказать следующее:
- духовность связана с проявлением "моральных ценностей и традиций", источником, которых является религия и художественные образы.
- это проявления духа.
И если с моральными ценностями и традициями все более-менее понятно, то вот с пониманием "духа" все непросто. Если говорить о человеческой жизни, и отождествлять дух с проявлениями психики, как чего-то не вполне материального, то практически все можно назвать проявлением духа.
Любой отморозок может быть духовным, поскольку у него есть психика и его поведение движимо содержанием сего "души".
С традициями и моральными ценностями тоже все не так все просто. Возникают вопросы:
- подавляющая часть людей выросла в том или ином обществе и придерживается тех или иных традиций (все ли они духовны?)
- разные общества и религии имеют свою мораль. Для кого-то морально приемлемо убивать друга, для других морально приемлем промискуитет.
И того мы имеем:
- понятие "духовность" очень широкое и мы можем назвать духовным любого кто имеет психику и практикует какие-либо традиции и моральные ценности.
- оно мало чего говорит о человеке.
"Вульгарная духовность"
"В наши дни любая сволочь, гопник, и бл@дь может стать "духовной"".
Не смотря на то, что у понятия "духовность" (при всей его неконкретности и большой объеме) есть определение большая часть населения его не читает. В сознании обычного человека данное понятие зачастую связывается с:
- Чем-то хорошим, даже святым.
- Праведным.
- Одобряемым!!!
Большинство людей желает что бы о них думали как о хороших, праведных. Люди хотят одобрения других людей. И если люди одобряют "духовность", то надо становиться духовным. Но, как я уже сказал, не все ясно понимают что это (хотя при таком официальном определении и я и сам не особо то и понимаю).
Вот и получается, что:
- духовным может считать себя человек, увешанный иконами, но ежедневно хамящий окружающим, стремящийся жить за их счет.
- пьяницы, смотрящие по телевизору религиозные каналы, но живущие в "говне" и наплевавшие на своих близких.
- чиновники, ходящие в церковь, но наплевавшие на интересы своих сограждан, упивающиеся властью и вседозволенностью.
Духовность, к сожалению, часто может быть оправданием своей аморальности, личностной убогости, грязи и пустоты
"Бритва Оккама": необходима ли духовность?
Можно предположить, что более узкое определение духовности можно свести к моральности, соблюдению общечеловеческой морали и гуманизма. Говоря "духовный человек" так или иначе возникает образ мудрого старца, человека "высоких моральных принципов".
Но если моральность больше соответствует тому, что мы понимаем под "духовностью", то может быть лучше использовать это слово?
Тем не менее еще раз подчеркну, что религиозность НЕ РАВНА моральности. Для того, что бы поступать с людьми по-доброму, честно, ответственно не обязательно быть религиозным человеком.
Другое дело, что в любой религиозной картине есть то, что стимулирует людей поступать так ("будешь вести себя хорошо - попадешь в рай, будешь вести себя плохо - попадешь в ад")
Таким образом, подразумеваемое содержание понятия "духовность" можно точнее выразить понятием моральности. А теперь спросите все ли люди, называющие себя "духовными" моральны?
Духовность как манипуляция
Суть манипуляции - связать желание человека с тем, что необходимо для вас. Например, если мужчина хочет считать себя "настоящим мужчиной", то достаточно ему лишь сказать: "настоящий мужик это тот....(вставляете то действие которое вам удобно)". Давя на его желание "быть настоящим мужчиной" можно вертеть им как хочешь.
Что же до "духовности"?
Собственно, духовность и ощущение себя духовным так или иначе тешат наше Эго и потому все наперебой хотят быть "духовными".
Алгоритм манипуляции:
- Делаешь "духовность" полулярной в обществе.
- Говоришь, что если хочешь быть "духовным" делай:
- плати церкви, покупай ее товары;
- носи платок;
- терпи лишения;
- делай, что говорят духовник/власти/начальник.
Манипулировать легко тогда, когда нет четкого определения "духовности"/"настоящего мужика"/любви/дружбы и тд. Когда мы точно знаем что такое моральность, честь, любовь и дружба нас не обмануть.
(Автор - Corruptor.)
Заключение
Современное российское общество, к сожалению пока что не имеет какой-либо позитивной национальной идеи, которая могла бы двигать его в светлое будущее. Но людям всегда необходимо, что-то что бы определяло именно их идентичность и в последнее время это место заняла "духовность", которая противопоставляется "бездуховности" других культур, стран. Я определяю себя просто: "мы - это не они, мы - духовны, они - нет".
Спорить можно бесконечно, кто больше "духовен", а кто меньше, но не это важно. Важно то, что "духовностью", при столь неопределенном ее содержании может быть все что угодно. Как измерить то, о чем не имеешь четкого представления?
Это открывает возможности для широкой манипуляции тех, кто имеет "монополию на духовность". Что духовным объявят - то им и будет.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой блог, вас ждет много нового и интересного.
Текст написан эксклюзивно для проекта ГОЛОС.
Автор: Чулошников Алексей.