Психологическая функция "приличия"

Человеческое общество довольно непростая вещь. Есть множество людей со своими интересами, взглядами и амбициями. Кто-то беден, кто-то богат, кто-то привлекателен, а кто-то выглядит отталкивающе.

Задача общества, и правил, устанавливаемых в нем - примирить всех этих людей. Поставить "Мы" выше "Я", или хотя бы сделать чтобы "Я" отдельных людей не так часто натыкалось на "Я" других.



(ссылка на источник)


В этом плане весьма интересным явлением человеческого (и не только) общества является понятие "приличия". Но довольно часто под этим словом кроется множество различных способов поведения, предназначение и необходимость которых можно понять далеко не сразу.

Общество и агрессия

На протяжении тысячелетий существования человека как вида (homo sapiens sapiens) шло его развития как существа общественного. Люди объединялись во все большие группы и простых правил того как следует вести себя с другим человеком стало недоставать.



(ссылка на источник)


Чем больше людей, тем больше конфликтов за статус, за еду, за женщин, за ценности символические. И это уже не семейные разборки - кровная месть, постоянное соперничество за ресурсы (кражи, убийства). Это вовсе не играло на руку человеческому обществу, которое еще должно было как-то противостоять этому неизвестному и полному опасностей миру.

И вот, рано или поздно люди пришли к выводу, что проще не бороться с последствиями данных конфликтов, а осуществлять их профилактику - снизить возможности, провоцирующие эти конфликты.



(ссылка на источник)


Религиозные учения и агрессия

Разумеется, еще до религиозного мировоззрения (от язычества до авраамических религий) люди придумывали различные правила, верования о том, что хорошо, а что плохо. Однако именно религия систематизировала опыт древней истории человечества и выразила его в виде заповедей.

Суть заповедей в том, что бы взять естественную агрессию человека (а агрессия - это энергия для удовлетворения его потребностей - подробнее об этом) и трансформировать ее путем:

  • прямого запрета под страхом сверхъестественного наказания;
  • перенаправить ее на другую деятельность;
  • пресечь причины агрессии, не являющиеся явными;
  • "подровнять" (редуцировать) агрессивные реакции, сделав их лишь символическим выражением агрессии.


(ссылка на источник)


В общем и целом. Что бы жить вместе и ваше общество процветало нужно куда-то деть агрессию, перенаправить ее в другое русло (труд, спорт, война). Чем более искусно общество перераспределяет естественную агрессию, тем более процветающим оно становится...но это не точно.


Но, разумеется, религиозные учения несут в себе гораздо больше общественных функций.

А в животном мире?

Основы "приличного поведения" наблюдаются и у менее развитых животных, нежели человек. Однако в основном это поведение сводится к предотвращению конфликтов на почве статуса и полового поведения.

Это выражается в банальном "этикете":

  • например у самцов-обезьян нельзя открыто демонстрировать свои половые органы если ты не вожак стаи (профилактика сексуальных и статусных конфликтов).
  • соблюдение порядка того кто первым начинает есть (некоторые животные даже делают что-то похожее на предложение отведать еду своим сородичам).


(ссылка на источник)


Ритуалы при встрече двух особей одного вида
Некоторые ритуалы животных прямо играют роль снижения тревоги и агрессии между двумя особями, если им необходимо заняться чем-то вместе (охота, спаривание).

Некоторые птицы при встрече дабы показать, что не намерены драться могут подставлять уязвимую часть своей головы дабы продемонстрировать мирные намерения (вспомните ритуал "поклона" у различных народов - та же Япония).



(ссылка на источник)


У человека, например, эту роль является рукопожатие. Рукопожатие позволяет в "мирных целях" прикоснуться к встреченному человеку и с другой стороны оно общественно регламентировано, то есть нам не приходится каждый раз думать, что нам сделать при встрече. После рукопожатия межличностное напряжение снижается.


Что же лежит в основе "приличного поведения" и понятия приличия как такового?

Как я уже сказал, общество живет хорошо, когда оно живет дружно, а агрессия направляется в мирное русло. Когда нет агрессии, мы можем заняться чем-то продуктивным, но для ликвидации агрессии необходимо "ликвидировать" явные действия, провоцирующие у других людей ощущение фрустрации.

Фрустрация - это переживание того, что мои потребности не удовлетворены или же есть риск этого неудовлетворения. Фрустрацию можно вызвать даже путем упоминания о несбыточности той или иной потребности.



(ссылка на источник)


Фрустрация дает старт реакции агрессии в разных ее формах.

Например, табу на разговоры о возрасте в женском обществе, поскольку возраст связан с удовлетворением значимых для женщин потребностей, самооценкой.


Таким образом суть приличия, приличного поведения состоит в том, чтобы не допускать явного провоцирования того, что может фрустрировать окружающих тебя людей или же конкретные, более специфичные группы людей.


Что может быть фрустрировано?

Стоит сказать, что в зависимости от потребностей можно условно выделить общебиологические, социальные и индивидуально личностные.

Общебиологические. Это фундаментальные потребности в безопасности, пище и размножении. И соответственно неприличное поведение в этом отношении это поведение, которое резко фрустрирует эти потребности у других людей. Например:

  • Вызывающее поведение у женщин, публичная демонстрация сексуальной готовности;

  • Размахивание едой перед голодными людьми;

  • Размахивание кулаками.



(ссылка на источник)


При этом, чем более легко фрустрировать ту или иную потребность в конкретном обществе, тем более жестки в этом плане правила приличия. Например в восточных странах - сокрытие женского тела ввиду более высокой сексуальной фрустрированности мужской части населения (как ввиду более сильного сексуального желания, так и ввиду создаваемого обществом сексуального дефицита).


Социальные. Имеется в виду потребность ощущать свой социальный статус. Условно говоря, если часть общества будет остро ощущать свою неполноценность, то через какое-то время ("Хватит это терпеть!") они дадут "жару" всему обществу.

Поэтому в этом плане приличным является то, что не дает остро и явно ощутить свой статус:

  • демонстрация предметов статуса;
  • демонстрация отношения к лицам более низкого статуса ("нищеброд", "чернь", "пролетариат");
  • действия, побуждающие открыто сообщить о своем статусе ("да, мне это не по карману/ не читал/ не ходил/ не знаю этих людей").


(ссылка на источник)


Индивидуально-личностные. Потребности специфичные либо для определенных людей или для конкретного человека.

  • Действия, направленные на актуализацию тем, по которым человек "комплексует". Фрустрированных именно для него потребностей.

Вопрос приличия применительно к этим потребностям весьма сложен, поскольку общество регламентирует "приличия" применительно к первым двум группам. Здесь же довольно трудно понять то, какие потребности актуально не удовлетворены у человека.

Согласитесь, другой человек не всегда способен и обязан знать, что происходит в душе другого человека. Однако способность прочувствовать то, о чем с одним человеком нельзя говорить и делать является важным навыком межличностного взаимодействия.

Где грань между приличным и неприличным?

Это является очень актуальным вопросом ответ, на который весьма непрост. Это является фундаментальным вопросом таких философских дисциплин как этика и эстетика. Однако можно обозначить его аспекты.



([ссылка на источник](http://atkritka.com/262676/


Грань подвижная в зависимости от того, что определяет то, какие потребности актуальны в том или ином:

  • обществе (обществе жестко иерархизированном, испытывающим дефицит, искусственно фрустрирующим потребности ради поддержания эмоциональной сферы своих сограждан в определенном состоянии);
  • возрасте (подростки, юноши, зрелые, пожилые);
  • ситуации (мирная жизнь, кризис, катаклизм).

Заключение

Таким образом, приличное поведение - это поведение, позволяющее снизить конфликтность, агрессию необходимую для комфортного и продуктивного сосуществования разных людей с разными интересами и потребностями путем не провокации, или более - бережному отношению к другому человеку.

Это понимание важно, поскольку без знания сути человеку можно навязать любое поведение, как "приличное" поведение, что открывает большие возможности для манипулировании этим человеком и внушения ему любых моделей поведения как приличных или неприличных.

Незнание сути "приличного поведения" так же может вести к внешней абсурдности, поскольку человек, который не понимает цели - бережного отношения к потребностям другого человека может соблюдать, если так можно выразиться "камуфляж приличности".

Учительница, ругающая школьников-подростков за одежду может сама ходить в сексуально-вызывающем наряде и вести себя так и вовсе не заботиться о самочувствии других людей. Или бабушка у подъезда, обсуждающая поведение других людей может активно провоцировать и унижать других.


Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой блог, вас ждет много нового и интересного.

Текст написан эксклюзивно для проекта ГОЛОС.
Автор: Чулошников Алексей.

психологияэтикамыслиpskпск
115
153.553 GOLOS
0
В избранное
Алексей
Психолог, алчущий поэт, тараканий пастух. Блог о нескучной и понятной психологии, анализе общественных явлений и фотографиях на хреновый iPhone.
115
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (16)
Сортировать по:
Сначала старые