Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
kis-dikiy
6 лет назад

Cарай такой Сарай

В некотором царстве, в некотором государстве жил царь... нет, не так. В некотором, ханстве жил хан - в столице своей Золотой Орды. В месте, известном как Сарай-ал-Махруса, он же - Сарай-Бату. И проходил тут путь великий шелковый. Процветал Сарай и богатели жители местные. Ныне это местечко находится в Астраханской области, недалеко от с. Селитренное.

Только не подумайте, что сохранились здания с тех времен древних. Тот самый Сарай-Бату, бывший некогда один из самых больших городов в средневековом мире,  был захвачен и разрушен Тамерланом в 1395 г. Увиденное нами под Астраханью - лишь декорации, построенные в 2011 г. к фильму «Орда». К созданию фильма подошли со всей серьезностью: консультировались с историками, планы раскопок смотрели, с живописью тех времен знакомились, костюмы изучали. И построили Сарай недалеко от места того самого, исторического. Кстати, "то самое" - нынче археологический комплекс «Селитренное городище», филиал  Астраханского историко-архитектурного музея. И раскопки археологические там вроде как еще ведутся (впрочем, за точность последней информации не ручаюсь - мы там не побывали).

Местность здесь совсем пустынной не назовешь, но с растительностью как-то не заладилось - степь она и есть степь.

Зато рядом - река Ахтуба, над которой на 2 гектарах и возвышается Сарай-Бату.

Я вообще люблю киношные декорации - это идеальные фотообъекты, особенно если и местность вокруг соответствующая. Конечно, созданные специально для съемок,  они не могут быть не фотогеничными. Пожалела,  что не набрала с собой всяких костюмчиков тематических и сама не поснималась в местных интерьерах.

Уже после посещения Сарай-Бату было интересно почитать найденное в сети интервью с режиссером Андреем Прошкиным об использованных источниках информации:
"Это и русские летописи, и знаменитый двухтомник В. Г. Тизенгаузена — сборник письменных материалов о Золотой Орде того времени. Мы очень скрупулёзно изучали историю монгольского общества после Чингисхана. Наиболее интересными для меня как режиссёра были записки путешественников, попадавших в Орду, потому что сторонний глаз более выпукло обнаруживает какие-то вещи и доносит до нас. Это и «Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильома Рубрука», и записки европейских послов, купцов, бывавших в Орде. Стоит отметить и подробные записки известного марокканского путешественника Ибн Баттуты. Читая его, понимаешь, насколько отличается взгляд на те или иные явления европейца и мусульманина-марокканца. Какие-то вещи, которые у европейцев вызывали оторопь, для него, наоборот, были признаком благочестия".

Когда гуляешь по этому воссозданному городу, всюду сопровождает голос диктора, зачитывающего записки путешественников того времени. Слушать невероятно интересно - ибо звучит много историй о быте того времени, человеческих характерах и поступках. Захотелось найти источники и перечитать самой.


Что можно увидеть на "улочках", которых аж несколько сделали? Прежде всего городскую площадь и лавочки торговцев - за главными воротами.

Дома жителей - отнюдь не бедных, постоялые дворы и мечеть


Дворец хана - куда же без него, и - систему водопроводную.

Последнее весьма колоритна и интересна: речная вода подавалась с помощью кувшинов, привязанных к большому деревянному колесу. К нашему приезду кувшинов стало явно поменьше, чем на фотографиях туристов, посетивших музей ранее.

Вообще удивительно, что уже в те времена город имел не только централизованную систему водоснабжения, но и канализацию. А дома, к тому же, еще и центральное отопление.

Понятно, что это лишь сильно примерная реконструкция "города", признанная передать атмосферу того времени. Этакий мини-макет города со всеми необходимыми атрибутами. Задачи-то изначально были исключительно киношные. И дома построены не по традициям того времени - глиной вымазаны поверх цемента с деревянным каркасом. Да и задних стен у большинства зданий нет - киношникам они были не нужны, а нынешние смотрители в заделку "пробелов" явно не вкладываются. Но внешнее сходство с историческими реалиями обеспечено :)

Исторически дворцы знати здесь возводили из обожженного кирпича с известняковым раствором как связки. Дворец хана украсили, не поскупились, настоящим золотом. Люди попроще проживали в домах их сырцового кирпича и дерева.


Кстати, когда в 2013 г было решено по инициативе губернатора создать здесь музей под открытым небом, домики и все прочее подновили, обмазали свежей глиной. Да и киношники сами говорили - простоит года три, а реально уже 8 держится. Видно, что приходит в упадок и уже пора опять обновить... но ощущение, что просто выжимают деньги из объекта, ничего не делая на поддержание. Частная собственность все же, хозяин - барин.

На самом деле, такой подход не удивил, туристический поток явно нестабильный. Экскурсии привозят - это да. Но не так что бы большими толпами народ ходит. К тому же самостоятельно добраться можно только на машине - что тоже ограничивает посещение неорганированными безлошадными туристами.

Подозреваю, что очередное "подновление" экспозиции произошло в 2016 г., когда тут снимали сцены сериала "София" (ваще не слышала о нем ранее, если честно).
Стоит ли вообще ехать? Отзывы в сети не однозначные: кто-то явно ожидал большего и особых восторгов не испытал - так, "можно заскочить проезжая мимо" (хм.... осталось понять как это: маршрут сюда явно не сильно проездной, Сарай-Бату находится в стороне от трасс и обычных туристических маршрутов). Кому-то реально понравилось. Себя отношу ко вторым - но я и увидела именно то, что ожидала. Подобные декорации встречала в Марокко, Тунисе. Да и в Подмосковье есть свой киноград Пилигрим Порто в Середняково. И для меня главное очарование таких мест - прежде всего их фотогеничность. И возможность узнать что-то из истории - уже давно утерянное и несохранившееся. Это эдакий аттракцион, куда приезжаешь развлекаться. Но развлечение - в твоих руках в их декорациях. И без фототехники, даже хотя бы камеры телефонной, все это не совсем то. Особо весело заходит компанией и с костюмами. Ну то есть формат совсем не массового туризма по принципу "загрузились в большой автобус и все быстро-быстро". Тут надо гулять и наслаждаться, выискивать лучшие ракурсы и включать воображение. Но! Сам музей заточен именно на приезд больших групп, при них здесь есть хоть какая-то движуха. Индивидуалы видят все мертвое и закрытое. Парадокс. Но может оно и к лучшему - не люблю толпы.


Если говорить об исторической составляющей, Сарай-Бату был основан внуком Чингисхана в 1250 г. ханом Бату (он же Бат Хан в Монголии и Батый на Руси). Как нетрудно догадаться - по имени основателя и был назван. Сначала существовали тут традиционные жилища-юрты, именно в том виде, как мы это представляем. Народ-то кочевой был. Но дальше происходит интересное и непривычное нам - стойбище (или как оно там правильно называется?) обрастает постройками и превращается в самый настоящий стационарный город со всеми его атрибутами и площадью в 10 кв. км. (а с учетом предместий и все 20), что по тем меркам просто нереально много.

В период расцвета проживало тут до 75 тыс. человек самых разных национальностей. Причем селились эти национальности по кварталам, в каждом из которых была своя замкнутая инфраструктура. Ремесленники создавали свои кварталы (такую схему мы до сих пор можем наблюдать в том же Фесе и Марракеше). Будучи столицей и политическим центром Золотой Орды, Сарай-Бату занимает экономическое лидерство постепенно. Слушая заметки путешественников того времени, понимаешь, что своим процветанием город обязан вовсе не грубой физической силе и завоеваниям, а прежде всего разумной и грамотной политикой управления городом и Ордой в целом. И, как бы мы сейчас сказали, грамотным налогооблажением. Посему охранных сооружений в городе изначально не было, волы вокруг появляются значительно позднее в период междоусобиц ордынских, когда раздоры возникают внутри династии. Внуки великого Батыя оказались не столь мудрыми правителями. И к. XV в. Сарай приходит в упадок. А кирпичи древней столицы, разобранной до основания, перемещаются в Астрахань - дабы стать частью Астраханского Кремля.
Забавно, но по найденным в сети данным, в 1261 году Сарай-Бату становится центром Сарайской епархии Русской церкви, а еще через 50 лет - католического епископства. Меня, если честно, эти даты несколько смутили по отношению к году основания. Но, не видя первоисточников циферек, точно сказать ничего не могу. Зато тем больше интерес покопаться в истории города. В библиотЭку сходить :)

Напоследок немного практической информации:
Сарай-Бату работает с 9:00 до 18:00 без выходных. Билет 150 руб, дети до 7 лет бесплатно. Есть еще некий единый билет - он дает право на посещение 3 площадок: собственно самого Сарай-Бату, площадки с песочными фигурами и юрт, что стоят рядом с кафе. Посещение камеры пыток оплачивается отдельно - 100 р. (маленькое хлипкое помещение, так и не поняла за что платить). Как и арбалетный тир - от 150 р.

Есть еще домик шамана - тоже платный. Можно взять экскурсовода за 750 р. (говорят, отличные ребята с чувством юмора и интересными рассказами - не проверяли, тем более, как уже писала выше, постоянно идет трансляция на весь город).
Касса прямо на входе, там же можно купить сувенирные магнитики. Напротив есть парковка и кафе (нас меню не впечатлило, поесть не рискнули, да и половины из указанного не было в наличии), туалет и сувенирная лавочка с симпатичной керамикой (купила кувшинчик, не удержалась).

Можно покататься на верблюде - маленький такой кружочек обойдется в 200 руб, просто сфотографироваться на нем - 100. Фото рядом с верблюдом - бЭсплатно, то есть даром.

Обязательно рекомендую обойти вокруг "города" - полюбоваться с высокого обрыва на реку, вид захватывающий.
Официальный адрес: Астраханская область, Харабалинский район, 8 км от с. Тамбовка (это со стороны Волгограда) и 8 км от с. Селитренное (если ехать от Астрахани) по указателю (на официальном сайте можно найти схему проезда). Скажу честно - указатель найден не был. Ехать либо через агенство с группой (астраханские агенства предлагают данную услугу и индивидуально), либо самим на машине. На сайте музея есть инфа о трансфере из Астрахани туда-обратно за 5 тыс. Не, ну дешевле взять самим машину на прокат. Нам на доезд от Астрахани понадобилось около 2 часов.  Дорога заканчивается ровно там, где вы съезжаете с трассы. Дальше - грунтовка, километров 5. Было сухо и проехали спокойно, хоть и очень медленно. Подозреваю, что в дожди с проездом будет так себе.

Говорят, что тут регулярно проходят исторические фестивали и встречи реконструкторов - так что если узнать заранее, то можно увидеть и более интересную картинку происходящего.
Еще важный момент - летом тут жарко. Сильно жарко.

Так что обязательны средства от загара, что-то на голову и запасик воды с собой. И солнцезащитные очки не помешают. Обувь - удобная, ибо асфальтированных дорожек нет, все, что называется, натурель. В июне наступает сезон какой-то мошкары и все упорно рекомендуют одевать брюки и рубашки с длинными рукавами. И лицо в идеале чем-то прикрыть. И средствами репеллентными намазаться. В августе мошкару мы уже не застали.

0
115.100 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые