Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
sergeyphotomak
7 лет назад

Хемиз-гомпа и неизвестные годы Иисуса

Монастырь Хемиз стал первым знаковым местом нашего тура. Расположенный, как и многие другие гомпы, на горе, а некоторые его строения вообще на труднодоступных скалах, монастырь знаменит своей библиотекой. Именно в ней в XIX в. русский исследователь Н. Нотович раскопал манускрипт, повествующий о неизвестных годах Иисуса Христа, на основе изучения которого выпустил книгу «Неизвестная жизнь Иисуса» (она есть в сети). Позднее Александр Либиэр и Элизабет Клэр Профет ссылались в своих книгах на установленные Нотовичем факты пребывания молодого Иисуса в этих местах. Однако ламы отказались предъявить подлинники манускрипта и выводы Нотовича остались не подтвержденными.





Официальная церковь также не признала подобных доводов, а местонахождение манускрипта в настоящее время неизвестно. Хоть и многое изменилось сейчас в Ладакхе, книгу Нотовича я советовал бы прочитать всем, собирающимся посетить данные места. При этом совершенно неважно, какого вероисповедания вы придерживаетесь или являетесь атеистом. Достаточно подробное описание нравов и обычаев народов данной части Тибета, в частности таких экзотических для европейца позапрошлого века традиций как многомужество, встречающееся здесь в некоторых местах, помогает человеку со стороны разглядеть в местной культуре, хоть и изрядно припорошенной современной цивилизацией, очень многое.





Кроме библиотеки, во внутреннем дворе монастыря Хемиз есть множество древних фресок с сюжетами из буддистской мифологии, а также древний молитвенный барабан.




Изначально буддизм был скорее не религией, а жизненной философией, впоследствии обросшей как корабль ракушками, обрядовостью и религиозным фольклором. В Ладакхе, в отличие от других буддистских регионов, пусть короткими проблесками, но еще сохранилось философское миросозерцание раннего буддизма, свободного от теологических наслоений последующих эпох. Так, во всяком случае, утверждают местные жители. Впрочем, по свидетельству тех, кто в теме, подобные утверждения характерны и для Непала и для китайской части Тибета. Задачу досконально исследовать данный вопрос я перед собой не ставил, поэтому со спокойной душой оставляю его ученым.


По улицам населенных пунктов, расположенных при монастырях спокойно гуляет крупный рогатый скот, а также скот поменьше, например ослики. Животные почти не боятся людей, видать случаи жестокого обращения с ними редки.



Мы сначала были удивлены такой комплекцией рогатого скота и задали вопрос об этом гиду. На что он ответил, что все сельское хозяйство в Ладакхе ведется исключительно натуральными способами, без использования химических удобрений и пестицидов, методами предков. Овощи и фрукты, выращенные здесь, экологически чистые, правда у этой монеты две стороны – из-за природных катаклизмов случаются неурожаи и падеж скота.


Отношение к добыче энергии соответствующее – регион испытывает серьезные проблемы с электричеством – в некоторых местах электроэнергию включают на 3-4 часа в сутки и то не каждый день, однако народонаселение мужественно это терпит, предпочитая развивать пусть экологически чистые, но на сегодняшний день крайне неэффективные методы получения энергии от солнца и ветра.




Вообще подобные вещи как нельзя лучше демонстрируют степень духовного развития народа в Тибете. Способность к самоограничению, к умеренному и даже аскетическому существованию проявляется и в таких «милых сердцу» дорогого россиянина темах, как курение и алкоголь. За всю поездку мы нигде не увидели яростных призывов к борьбе с курением и употреблением алкоголя. Однако пьяного видели только один раз и то в неблагополучном районе города. По словам местных жителей, алкоголь можно легально купить только в одном месте и что самое интересное – там нет километровой очереди жаждущих, что для города с таким населением как Лех, весьма странно. С сигаретами та же беда, в дополнение они еще и отвратительного качества (сам не курю, по словам курильщика из группы). Курильщиков мало и на людях курить здесь стесняются, хотя нигде не видно душераздирающего: «КУРЕНИЕ УБИВАЕТ»! Среди местных жителей очень мало страдающих избыточным весом. Как правило, обладатели пышных чресел – жители «цивилизованного мира».




Сразу вспоминаются наши супермаркеты, особенно очереди в них, например, в пятницу, когда по уши затаренные различным алкоголем и закуской граждане, сам вид которых уже требует срочного вызова диетолога, спешат «культурно» провести выходные. Заметим, все это на фоне умопомрачительной кампании якобы борьбы с пьянством. Вспомнились и представители народного быдла, дымящие рядом с тобой в общественных местах, все разумеется на фоне куренья, которое убивает. Так, например, ярчайшие представители – водители маршруток, которые курят, наложив клубящуюся кучу на своих пассажиров в салоне (прямой источник денег), при этом водительское место у них густо обвешано иконами. Чего хочет человек добиться подобным поведением, непонятно. Об отношении к животным уже не говорю, достаточно вспомнить подростков-дебилов в любом дворе. К таким страшно выпустить гулять не то что корову, но даже быка, подготовленного для родео.





Как говаривал классик, разруха она в головах, а причина в воспитании. Местные жители живут гораздо беднее большинства россиян, но при этом их духовный стержень значительно крепче, что иллюстрирует сама их жизнь. Простой пример – морозы зимой достигают – 60 градусов, а в типичном тибетском доме не предусмотрено даже центральное отопление, но при этом как-то умудряются выживать и жить дальше. Именно сила духа позволяет человеку выжить в столь непростых условиях. И ее воспитание подобным образом – суть прямая заслуга жизненной философии буддизма.



Признаюсь, что подобную дискуссию мы развили в машине, на обратном пути из Хемиз-гомпы. Наш проводник Правиш, хоть и не понимал по-русски, но внимательно вслушивался в беседу. В этот день мы научили его двум словам на великом и могучем, и еще он окончательно запомнил наши имена.


Заканчивались третьи сутки нашего пребывания в Лехе. На следующий день была запланирована поездка в деревни Алчи и Ламаюру с посещением одноименных монастырей.

5
0.134 GOLOS
На Golos с May 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые