Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
ovtretya
6 лет назад

Шива и гуны материальной природы

Приветствую Голос! Поговорим о великом аскете Шиве, в ракурсе восточного пантеона богов.  Трезубец Шивы - символ власти над гунами материальной природы   и силами мироздания.  В своем блоге, я бы хотел дополнить некоторые моменты к уже сказанному О Шиве и рассмотреть только  гуны материальной природы

Шива 

   Гуны – это энергии, которые связывают ум живого существа. Например, Тамас - посмотрим его описание в философских трактатах Индии.    

Предаваясь ненасытимой похоти, полные лжи, бездумья, гордыни, в ослепленье избирая ужасные начининанья, они живут по нечистым законам. Трояки врата преисподней, губящие человека: похоть, гнев, алчность.

  Это описание демонических живых существ, ум которых связан Тамасом. Они совершают действия для удовлетворения своих собственных желаний и чувств. Тамас диктует определенное поведение, что приводит к погибели - разрушению. Душу же разрушить нельзя, но материальную плоть вполне возможно, а также возможно вызвать   и страдания души от смерти к смерти. В гуне Раджас человек действуют для получения плодов своей деятельности. Многие из вас пишут статьи для получения материального вознаграждения. Вот как об этом говорит Верховная личность Бога - Шри Кришна в веданта-йога писании “Бхагават Гите”:   

Если жертву приносят ради плодов, лицемерно, такая жертва страстна…. 

  Во многих переводах гуну Раджас называют гуной "страсти". Таким образом страстная жертва - жертва в гуне Раджас. В качестве жертвы я предлагаю вам эту статью, но важна не сама статья, а в какой гуне пишу ее. Если для вознаграждения - это Раджас. Для получения плодов своей деятельности человечество строит города, изобретает новые технологии - созидает и творит. А все ради чего? Подумайте. “Лень двигатель прогресса”, а также подумайте для чего я пишу эту статью? Для получения результата? В первом случае, чтобы облегчить себе жизнь человечество создает различного рода "новшества" , а втором случае, я тоже создаю статью для вознаграждения. И оба эти случая объединяет гуна Раджас - действия для получения плодов своей деятельности и это является двигателем прогресса, созданием чего-то нового для удовлетворения своих потребностей..  Если отбросить Тамас и Раджас остается гуна Саттва. В ней человек действует без стремления к результату деятельности - во благо. Я могу сказать, что пишу статью для блага другим - передача знаний пользователям Голоса, но откровенно скажу во мне присутствует и Раджас. Не буду приводить строки священных писаний о Саттва - гуне, но рассмотрю интересную аналогию. Многие читатели могут сказать, что она не уместна к определению гун материальной природы, но все же решусь построить некоторую логическую цепочку.  

    Рассмотрю три агрегатных состояния воды: жидкое, твёрдое и газообразное. Причем тут вода и гун материальной природы? Гуна связывает ум живого существа. А ум возникает благодаря одной из панчамахабхут (пять великих первоэлементов) - "воды". Но это не Земная вода, а тонкая материя, в которой перемещаются другие первоэлементы. Земная вода есть проявленная форма тонкого первоэлемента “воды”, поэтому качества Земной воды с некоторым допущением, я могу использовать для определения качеств ума.    

Итак, атомы пара свободны в движении и занимают весь предоставленный им объём. Это можно сравнить с саттва-гуной. Если преобладает эта гуна, то Ум более свободен от материального бытия. Когда ум свободен можно действовать не стремясь к результату деятельности. Именно под влиянием этой гуны происходит развитие и поддержание жизни.   

 Жертва, приносимая сообразно закону, не ради воздаяния, с сердцем, расположенным так: “подобает жертвовать”, - Саттвична.

   Действую не ради плодов своей деятельности живое существо поддерживает жизнь. Даже пищу в Саттва - гуне существа принимаю ту, которая несет здоровье и долголетие. Об этом читатели могут прочитать в строчках Бхагават Гиты 17.8. Это в некоторой степени подтверждает мои аллегории связи гун материальной природы с тремя явлениями материального мира: " разрушением", "поддержанием" и "творением".   А когда Саттва меняется на Раджас в живом существе вспыхивает привязанность к плодам своей деятельности - это я символически изобразил связями между молекулами воды. В таком состоянии молекулы вещества более связаны друг с другом, чем в газе. Здесь, вода обладает подвижностью, текучестью – это раджа-гуна.  А вот в твердом состоянии, связи между молекулами настолько сильны, что образуют жесткую кристаллическую решетку – Тамо-гуна, ум связан жестко, пропадает легкость, подвижность ума и начинается некоторое "ленное" состояние. 

  Связь гун материальной природы с силами природы

    И обобщая сказанное, я могу сказать, что гуны материальной природы постоянно влияют на ум и его производные, т.е. мысли. Под их влиянием, человек воспринимает мир определенным образом. А также хочу отметить тот факт, что привязанность к материальному миру формирует определенную степень связи ума (три степени - три гуны) - эту идею я "символически" показал в предыдущей аналогии, в которой связи между молекулами символизируют степень привязанности. Переходя от метафизики к жизни, я хочу описать еще один пример: три человека выполняют одну и ту же деятельность, но разные гуны связывают их умы.

 Эти люди строят приют для детей. Находящийся в гуне «Тамас» рабочий будет видеть только кирпичики, слагающие здания. Связи с материальным миром настолько сильны, что ум воспринимает только отдельные элементы здания. В гуне «Раджас» живое существо воспринимает и проект здания, и результат, ради которого работает, получить вознаграждение за работу его цель - человек привязан к плодам своей деятельности. А в «Саттве» отображается вся картина и благо, которое принесет это строительствопомощь детям или нищим - такой рабочий работает не для удовлетворения своих материальных или других нужд. Ум такого  человека менее связан с материальной природой.

  Вот такие рассуждения можно добавить на такую абстрактную тему. Кто же такой Щива?  - что в его власти держать три гуны материальной природы в руках. 

TEXT.RU - 92.53%

16
3.968 GOLOS
На Golos с May 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые