Интеллектуальные права на код ч.2 . Основы.

Моя прошлая заметка о состоянии с использованием Third-Party Licence в российских реалиях оказалась интересна публике, так что я решил пройтись по базовым вопросам данной темы и постараться человеческим языком объяснить что тут к чему.

А начну я с первого вопроса, который может возникнуть у практически любого человека. Что такое "депонирование"? Особенно в контексте разработки софта.

Говоря простым языком, это юридический процесс закрепления прав на source code (исходный код) программного продукта. Превращение плодов ваших(или не совсем) трудов бессонными ночами, в юридически значимый объект интеллектуальной собственности. Только после депонирования можно "официально" продавать и покупать исходный код, ставить его на баланс организации, получать роялти и судится с нарушителями прав. До этих пор, доказать что исходники принадлежат вам или вашей организации будет крайне проблематично, ведь любой разработчик умыкнувший ваши исходники, сможет объявить себя его создателем а вас принудить выплачивать ему за нарушение авторских прав, если продукт дошел до этапа коммерческой эксплуатации.

Думаю в этом месте многие разработчики заметят... "В моей организации ничего такого нет, у меня просто в договоре написано что всё что я напишу принадлежит организации" . Это классическая ошибка менеджмента и попытка сэкономить на юристах. Дело в том что код это текст, т.е авторское произведение. Невозможно закрепить в договоре переход прав на все будущие произведения автора, а значит в любой момент разработчик подает иск в суд и говорит, что вот в этой программе были использованы его авторские наработки без спроса, вот мой исходный код, вон продукт где его украли. И для организации доказать, что конкретно этот фрагмент кода был написан в рамках работы на организацию и по её заданию без предварительного депонирования прав нельзя.

Как же должен выглядеть процесс с точки зрения нашего законодательства, чтобы плоды трудов разработчиков перешли к организации?

Вот примерный набросок must have пунктов :

1. Разработка технического задания на разработку конкретного продукта, с определенным названием.

2. Создание распоряжения или договора с разработчиками на создание продукта согласно ТЗ из п.1

3. Приемка продукта в том или ином виде у исполнителей

4. Передача прав от исполнителей к заказчику по договору и с обязательной выплатой юридически значимого авторского вознаграждения. Тут есть прецеденты когда формальные выплаты в 1р признавали ничтожными в суде, поэтому рекомендую выплачивать МРОТ и выше.

5. Подготовка исходного кода и пакета документов к регистрации в Роспатенте

6. Получение патента через 62 дня.

Дальше можно ставить программу на баланс, продавать другим организациям, закладывать в банке и делать много чего еще :)


На этом пока всё, всем спасибо кто дочитал до конца, надеюсь информация была полезной. Буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях.

разработкаменеджментправоpskкод
67
772.525 GOLOS
0
В избранное
denislo
На Golos с 2017 M10
67
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые