Какие бывают рифмы в русском стихосложении? @hultqvist специально для журнала @recenzent.
В России авангардное искусство в массе воспринимается крайне упрощенно, вульгарно. Снял штаны, показал жопу — вот и авангард,
подразумевая под современным искусством долю безыдейности, общественное «слабоумие» и нежелание разбираться.
Казимир Малевич, тот самый автор провокационного «Черного Квадрата» писал:
Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию.
Что ж, будем развивать вкус у читателей и помогать им знаниями о современной поэзии. Сегодня решил рассказать Вам о рифме.
В русском стихосложении исторически сложились красивые виды созвучий, имеющие конкретное обозначение в науке стиховедения — фоника. Существует огромное количество видов рифм, созвучий и примеров их использования у конкретных поэтов и поэтесс. Именно об этом и пойдет речь в данном посте.
Повторяемость звуков в практической речи и по большей части в художественной прозе — явление случайное, никак не связанное с содержанием.
Стихи ведут свое происхождение от песни, напев которой всегда эмоционален. Обособившись от песни поэзия сохранила ряд признаков музыкальности.
Из всех звуковых повторов наиболее заметным и регулярным является рифма.
Холшевников В.Е. "Основы стиховедения"
Рифмовать можно не только окончания строк, но и начало и середину. В различных комбинациях. О чем пишет в своей статье "Как делать стихи" Владимир Маяковский:
улица —
лица у догов годов резче,
Угрюмый дождь скосил глаза,
а за решеткой, четкой
В. Маяковский
Наибольшая распространенность концевых рифм у большинства народов обусловлена тем, что созвучия в конце метрического ряда, перед паузой слышатся отчетливее.
Точная рифма — рифма, в которой все звуки совпадают, начиная от ударного гласного звука и до конца слова.
Звучность точной рифмы можно усилить если повторять не только гласный звук, но и согласный, стоящий перед ним:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.
В лицемерить–верить
опорные согласные различны и такая рифма называется достаточной. Ревновать–изнывать
созвучны, в том числе и согласные звуки, такая рифма называется богатой. Если рифмуются омонимы, то такая рифма называется омонимической.
Едва оглушительный грохот
Ближайших спугнёт голубей
Наступит минута затишья.
А после опять суматоха,
Шевелится небо от вздохов,
И молния, глаз голубей,
Хлестнёт вдруг цветущие вишни.
Хен Хултквист. "Созвездие судеб наших".
Если повторяется одно и тоже слово, то такая рифма называется тавтологической.
А что же делает супруга,
Одна в отсутствие супруга?
А.С. Пушкин.
Конечно, богатые и точные рифмы отлично звучат, но даже самые богатые и звонкие рифмы от частого употребления приедаются на слух, надоедают, становятся банальными, скучными. Например, такие как: кровь–любовь
, вечер–свечи
и т.д.
Оригинальные, незатасканные рифмы придают стихотворению богатство звучания, делают его более интересным и запоминающимся.
Один из видов редких и оригинальных рифм — составные рифмы:
где вы–девы
, та же–страже
, того же–боже
.
Тем не менее, стремиться к тому, чтобы все стихотворение изобиловало оригинальными рифмами не стоит, так как это делает стихотворение вычурным и содержание стихотворения приносится в жертву форме. Если говорить о классических примерах, то в "Евгении Онегине" Пушкина 15% оригинальных рифм и относительно мало грамматических.
Звуковые повторы внутри стиха.
Иду –
авто дудит в дуду.
Танцую –
не иду.
В.Маяковский (Венера Милосская и Вячеслав Полонский)
Звуковые повторы внутри стиха делятся на ассонансы — повторы гласных звуков и аллитерации — звуковые повторы согласных звуков.
Наиболее заметна в стихах так называемая звукопись — звукоподражательные повторы.
Неточная рифма.
Нарушение точности рифм в русской поэзии началось в 19 веке. Применение приблизительных созвучий значительно расширяет набор инструментов современного поэта.
Ассонансы — рифмы, в которых гласные (ударная и заударная) созвучны, но согласные более или менее различны. Облако–около,
волны–безмолвный
, простёрто–мёртвый
.
Неточные рифмы с усечением последнего согласного называют усеченными. Губ–берегу
, лес–крест
.
Неточные рифмы с совпадающими согласными и разными ударными гласными — консонанс, встречаются значительно реже. Солнца–сердца
, розах–ризах
, присвистом–шелестом
.
Неравносложные рифмы: открытое–размытый
, неведомо–следом
, важен–скважины
.
В последние несколько десятилетий развитие получили корневые рифмы, основа которых созвучие корней и приставок, а не суффиксов и флексий: поток–потоп
, робко–коробках
.
Если ослабление созвучия в заударной части слова компенсируется обогащением созвучия в предударной части слова, то такую рифму называют глубокой. Тариф–рифм
, вали нацелясь–Венецуэле
.
Иногда два слова, рифмующиеся с одним, стоят не рядом, а в разных местах стиха:
Иди и гляди
— не жизнь,
а лилия.
Идиллия.
В. Маяковский ("Тип")
Такая рифма называется разнесенной, распыленной.
Подведем итог, рифмы классифицируются по различным признакам:
по месту в стихе (начальные, внутренние, концевые), по клаузулам (мужские, женские, дактилические, неравносложные), по звуковому построению (точные, неточные, бедные, богатые, глубокие), по степени отступлений от точности (приблизительные, ассонансы, диссонансы, усеченные, корневые), по морфологическим признакам (грамматические, разнородные), по составу (простые и составные) и по месту ударения (равноударные, разноударные).
Материал для Вас подготовил @hultqvist. Буду признателен за апвоуты и репосты.