Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
recenzent
7 лет назад

Рецензия на сборник стихотворений Татьяны Акимовой @takimova "Дерево стихов", Шеф специально для Журнала Рецензент. Часть вторая.

Рецензия на сборник Дерево стихов. Татьяна Акимова.
Мечтатели, сибиллы и пророки
Дорогами, запретными для мысли,
Проникли — вне сознания — далеко,
Туда, где светят царственные числа.

(Валерий Брюсов)

Ну, вот – господин Брюсов снова пригодился. И в качестве автора эпиграфа и на радость Ивану Терентьевичу, так как разговор наш об этом, пусть и не пароходе и человеке, но весьма интересном человеке и поэте, продолжается, хотя и пунктирно.

Напомню сразу же, пока не забыл, о своём утверждении, озвученном в отдельной статье на Голосе, что поэзия – это код, шифр, нужный и понятный далеко не каждому, а только «посвященным». И этот код, конечно, не самоцель, поэзия не шарада, а инструмент познания окружающего мира. А при встрече с новыми явлениями нужны новые средства их описания и передачи. Так возникает новая музыка, так возникают научные теории и открытия и точно так же создаётся настоящая поэзия – автор (самостоятельный, зрелый, интересный) ведет нас СВОЕЙ дорогой, к каким-то своим открытиям, создавая при этом свой, небывалый ранее код.

Но новизна этого кода вовсе не означает, что нужно весь старый мир поэзии «разрушить до основанья, а затем…». Нет, поэзия – это ещё и мостик, по которому автор ведёт нас (и сам идёт на наших глазах) с привычной твёрдой почвы поэтического миропонимания, основанного многими поколениями предшественников, – в свой персональный уникальный мир, творимый и открываемый перед нами каждым истинным поэтом.

В этом смысле «дорога куда?» и «дорога как (какими средствами)?» практически совпадают – в личности самого поэта и его творчестве, в стиле, приёмах, содержании, интонации, звучании и т.д. Невозможно в поэзии идти пройденным кем-то ранее путём – обязательно придёшь в то место, где этот кто-то уже есть. Сидит он там себе преспокойно и говорит вновь пришедшему: «я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа – а ну, кыш отсюда, не топчи поляну!»

Ну, а «посвящение» в тайны поэтического шифра – это главным образом просвещение: образование, начитанность, осведомлённость в истории искусства и реалиях его сегодняшнего дня плюс немалая самостоятельная работа по осознанию и упорядочиванию материала в соответствии со своими предпочтениями.

Перейдём теперь ближе к делу – подборке стихов Татьяны Акимовой.

Итак, первое, что бросается в глаза: стихи Акимовой иррациональны. По крайней мере, в рассматриваемой подборке. Там даже стих есть с таким названием. То есть стихи этого автора идут дорогами «запретными для мысли», в полном соответствии с заветами Брюсова. Блез Паскаль выразил примерно то же самое другими словами: «У сердца свои законы, которых ум не знает».

Но, так или иначе, но поэты и есть – мечтатели и пророки.

Хотя просто мечтателей для точного определения поэтов будет маловато, Манилов тоже вон был феерический мечтатель. А пророки – слишком «сердито», на мой взгляд, и пафосно. Да и предсказание будущего не является главной прерогативой поэтического творчества, за этим, скорее к прозаикам типа Достоевского или к Гидрометцентру.

Поэты же «пророчат» о текущем моменте, о насущном и актуальном, сию- и ежеминутно важном для любого человека во все времена. И вот сибиллы тоже вставлены Брюсовым очень в тему (а не токмо во имя поддержания ритма стихотворения) – вспомним, что свои пророчества они совершали в полубессознательном состоянии экстаза. Вот оно!

Нужное слово. Поэт творит в состоянии поэтического ЭКСТАЗА, называемого вдохновением.

В общем-то, для написания любых стихов вдохновение необходимо. Без вдохновения, наверное, и про серенького козлика хорошо не напишешь, и про уроненный в речку мячик. Впрочем, не знаю – никогда не пробовал писать стихи без вдохновения.

А для иррациональных стихов вдохновение тем боле нужно, буквально, как воздух.

Читая стихи Татьяны Акимовой, я вижу, что дышится ей в собственных стихах легко и свободно, признаков кислородного голодания и связанных с ним затруднений не наблюдается. Очень хорошо и естественно у неё выходит пророчить о сиюминутно-вечном.

А раз есть это самое вдохновение, шаманство, химия, экстаз, искра божья, да как ни назови – значит, уже есть начало движения в правильном направлении, в то место, куда никто ещё не ходил. Значит, и о путешествии туда, возможно, но вовсе не обязательно, будет интересно читать. Потому что нельзя стрельнуть у кого-то вдохновение, как сигаретку или купить в магазине целую пачку – надо, чтоб было своё, эксклюзивное «курево». А своё – это уже хорошо, ценно, неповторимо.

Однако даже наличия вдохновения зачастую бывает мало для написания хороших стихов, увы. Необходимо ещё и умение – умение строить тот самый мостик в новое, о котором сказано было выше. И знание нужно – того, чем отличается новое от старого, то бишь знание поэтического мира, уже открытого предшественниками.

Есть ли эти умение и знание у Татьяны Акимовой? По-моему, да. Иначе стал бы я огород городить из мостиков и вдохновений? Да вот как бы не так!

Первым подтверждением моей точки зрения на стихи Татьяны служит огромное количество ассоциаций с произведениями классиков, причём, не только поэзии, возникающее у меня при прочтении подборки «Дерево стихов».

Это дерево действительно выросло, или, говоря на литературный манер – взросло на классической поэтической почве, а по его капиллярам течёт тот самый код поэзии, о котором мы говорили ранее. При этом никаких подпорок в виде прямых цитат или каких-то притянутых за уши заимствований (а такое часто бывает, если автор стремится копировать кого-то, например, весьма популярного в этом плане Бродского), в общем, ничего подобного я не нахожу – дерево стихов Акимовой вполне себе живое и процветающее.

При чтении стихотворений сборника примерно со второго стиха мне начинает казаться, что я смотрю продолжение «Зеркала» Тарковского, да и «Сталкера» заодно, только стихи там звучат уже не его отца, а Татьяны Акимовой. И, ей-богу, мой воображаемый фильм от этого ничуть не хуже! Так же, как не хуже реальный фильм фон-Триера «Антихрист», оттого что полон прямых и косвенных отсылок к творчеству Андрея Тарковского, к тому же «Зеркалу» опять же.

Ещё из шороха ветвей дерева Акимовой я слышу и неотразимо прекрасную печаль Осипа Мандельштама, и парадоксальные реплики Хлебникова, которые он не сказал, но так сказать, «посеял» в будущую русскую поэзию, которая к нам постепенно и периодически приходит. Да и тот же Брюсов сидит где-то там, в кроне, бородатым каким-то э… клестом… щёлкает семечки слов, размышляя над зёрнами их смыслов, обдуваемый легким ветерком, веющим на всех поэтов ещё со времён Гомера…

В общем – «вереница ликов» русской и иноязычной поэзии проходит передо мной в этом сборнике. Не буду оглашать (слегка переиначив уже упомянутого ранее классика) весь «длинный выводок, весь поезд журавлиный», чтоб не утомлять читателя – Sapienti sat. Отдельно с этим самым Sapienti готов побеседовать долгими зимними вечерами о данном, весьма интересном и даже местами увлекательном, списке.

Ну, что там ещё, чтоб подтвердить поэтичность, новизну и ценность текстов Акимовой?

Неологизмы? свежесть рифм и лексики? мастерство владения словом? богатая образность? – их есть у Татьяны! Чего только одна эта «насекомость» стоит. Хотя я и не уверен в «первородстве» этого слова именно Акимовой. Скорее оно в духе тех же авангардистов первой четверти прошлого века – Хлебникова, Заболоцкого, Хармса. Но уж больно гармонично оно у Татьяны вписано в стихи. И при этом без кого-то негативного подтекста. Мне вот лично скорее Кафка с его мрачным «Превращением» пришли бы на ум, услышь я это слово вне контекста, отдельно. У Акимовой же насекомость вполне себе милая и добрая, элегантная – как и сама автор.

Но видимо пора заканчивать, а то эта рецензия грозит перерасти «пределы дозволенные природой». Критиковать построчно, с выискиванием недостатков, никого желания у меня нету – автор и его стихи мне очень симпатичны. Сборник рекомендую к прочтению, прочувствованию и осмыслению всем любителям поэзии. В нём есть жизнь, озарения и ветер, соединяющий времена – это главное.

Какую-то возможную дискуссию в комментариях приветствую и постараюсь поддержать.

Так как об этих стихах сказать можно ещё очень много.

Первая часть рецензии

Другие мои статьи на Голосе, написанные для Рецензента:

О самом доходчивом виде критики

О языке, технике и волшебной силе искуства

С уважением, @shef.

2
156.983 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые