Рецензия на фильм "Непорочные" (2016) от @kssenia

Монастырь — это место, куда, как известно, со своим уставом не ходят. Человеку, далекому от религии в принципе, тяжело понять, что стало причиной добровольного заточения в монастыре каждого из его обитателей, непонятно и то, как оно — жить в общине, вдали от людей.

Какие ассоциации возникают у городского жителя, когда он слышит о монахине? Невинность, жертвенность, покорность, непорочность... Ему вряд ли когда-либо удастся заглянуть внутрь монастыря и приоткрыть завесу тайны. Скорее всего, он так и будет пребывать в уверенности, что между ним и человеком божьим стоит незримая стена, разделяющая мир словно на две части. Но кто знает, что может скрываться в мире столь "праведных" затворниц. И насколько ужасной окажется правда?

Французский режиссер Анн Фонтен рискнула приоткрыть двери в это потаенное место, представив зрителям свою работу — фильм "Непорочные". События происходят в 1945 году XX столетия в Польше. Люди еще не пришли в себя после событий Великой Отечественной Войны. Уцелевших в фашистских лагерях граждан разместили в больнице, под эгидой французского Красного Креста проводится репатриация (возвращение на родину, иными словами) соотечественников. Матильда Больё — врач, которая там работает. В помещение Красного Креста врывается монашка и просит доктора о помощи, с ее слов, женщина может умереть... Доктор отправляет ее восвояси, дескать, пусть обращается к польским докторам, монахиня становится на колени напротив окна больницы. Далее зритель созерцает кадр, где она вместе с доктором едет в машине...

Этот момент был очень эффектно подан режиссером, в воздухе застыло напряжение, молчание Матильды (Лу де Лааж) было выразительнее слов. Она ехала, не зная конечной цели, и остается только догадываться, в каком состоянии пребывала героиня фильма, очутившись перед дверьми монастыря.

Конечно же, этот фильм нельзя назвать легким. Каждая сцена несет в себе глубокий смысл, диалоги построены в краткой форме. Не представляю, если бы фильм был перегружен диалогами, и все за зрителя "разжевал" режиссер. Эффект был бы не тот.

Следующий кадр: монахиня, которая вот-вот родит... (уже довольно нестандартная картинка, не правда ли?) Матильда берет ситуацию в свои руки, она врач, для которого чувство долга не пустой звук, и она знает, что делать. С ее помощью появляется малыш...

В своем кабинете настоятельница монастыря прокомментировала ситуацию, объяснив девушке, что несчастная роженица стала жертвой изнасилования (здесь отрицательными персонажами выступают русские — нарушили монастырский устав, вторглись в святая святых, издевались над монахинями), она подчеркивает, что никто не должен знать о случившемся и происшедшее должно остаться в стенах монастыря. Иначе, если правда выйдет наружу, монастырь закроют, а его обитательницы подвергнутся травле окружающих и властей... Матильда соглашается и обещает держать язык за зубами. Если честно, первое появление настоятельницы в кадре произвело на меня неблагоприятное впечатление, неприятная личность...

Как покажут дальнейшие события, настоятельницей руководил дикий страх, а ее поступки "во благо монастыря" не раз еще приведут зрителя в ужас.


***

На этом роль Матильды не заканчивается, ведь в монастыре есть и другие беременные, кому в скором времени пригодится помощь акушерки...


***

Вот вам и монастырь... Понятно, что это произошло не по воле монахинь, многие были девственницами в момент изнасилования. Но не все так просто, как кажется, есть среди монашек и та, которая находилась с русским солдатом в отношениях — она так и называла его — жених... Причем девушка гордится своим положением, считает беременность своей новой миссией.

Агата Бузек — сыграла в фильме сестру Марию, с которой подружилась Матильда. В судьбе этой героини тоже имеются свои тайны... Скелетов в шкафу предостаточно... Необходимо отметить актерскую работу актрисы — игра на высоком уровне. На какой-то момент я забыла, что это художественный фильм, а не документальное кино.

Вера, она такая... Как в детстве, когда отец ведет тебя за руку, и ничего с ним не боишься... А потом настает минута, а она всегда настает, когда отец отпускает руку, и мы теряемся... во тьме, одни... мы зовем, но никто не отвечает... Мы не готовы к этому, мы удивляемся, это как удар в сердце... Это крест. За каждой радостью всегда стоит крест.


***

Сцена, в которой русские врываются в монастырь — нужно и об этом сказать несколько слов. Русский мат, бесцеремонность — перечисленные моменты не очень хорошо характеризуют нашу нацию, но, наверное, это имело место быть в войну, и режиссер таким образом отразил взгляд на военные события. Матильда и в общении с русскими показала силу своего характера, не позволив устроить досмотр в монастыре.

Персонаж Матильды, скорее всего, идеализирован, но, опять же, не каждый человек способен на такие поступки. Она пожертвовала своим сном ради несчастных девушек в монастыре; рисковала своей жизнью, ведь ночные путешествия нельзя назвать безопасными (она сама чуть не стала жертвой изнасилования); вопреки уставу Красного Креста, девушка помогала нуждающимся, что, собственно, и обернулось для нее потерей работы в дальнейшем. Даже последний факт не остановил ее — этим можно только восхищаться.

В кадре, когда Матильда ехала в машине из монастыря, узнав одну из тайн настоятельницы, я плакала вместе с ней. Здесь, конечно же, нужно отдать должное Лу де Лааж, слиться в единое целое со своим персонажем — на это способна настоящая актриса. Передать эмоции, достучаться до зрителя...

Сложное, многогранное кино... Заслуживает внимания зрителя, безусловно.

Трейлер к фильму:

рецензиякритикаvox-populiтворчествоgoldvoiceкинофильмрецензентpsk
65
42.655 GOLOS
0
В избранное
Хочешь заработать, оставшись собой? Присылай рецензии — становись Совой!
65
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые