[Фильм] @mgaft1, рецензия на фильм Большой Лебовски (1998)
Рецензия на фильм Большой Лебовски
Я слышал, что этот фильм разделяет людей на тех, кому он очень нравится, и которые его просто не переносят. Я не отношусь ни к первой, ни ко второй категории и нахожу, что этот фильм содержит много хороших смешных частей, но в целом, плохо держит внимание, и в определенные моменты его хочется просто выключить.
Для тех кто его не смотрел — в центре повествования человек по имени Джефф Лебовски, который самоопределяется как Dude. В переводе с английского Dude — это значит что-то вроде "дружище" или "чувак", но сказанное в определенном смысле этого слова. Допустим, товарищ по партии — это не Dude. Dude — это что-то очень неофициальное, панибратское, свое в доску. С Dude можно пойти на рыбалку или выпить и вспомнить былые времена. Dude — это что-то легкое, расслабленное, домашнее.
Вот таким предстает перед нами Dude в этом фильме. Он безработный, у него старая разбитая колымага, он курит марихуану, ни к чему не стремится, ничего не делает. Единственный его документ — это карточка, удостоверяющая его членство в bowlingalley — клуба для игры в кегли. Когда-то в 60-х он участвовал в малоизвестной музыкальной группе, и то на позиции «старшего помощника младшего дворника» и с тех пор ничего толком не делал. В описываемый момент ему лет сорок-сорок пять.
Dude попадает в нелепую историю с мнимым похищением жены однофамильца-миллионера, и требуемого за её освобождение, выкупа. На него валятся все шишки, со всех заинтересованных сторон. Кончается все тем, что мнимая похищенная жена возвращается из Вегаса, а в стычке с якобы похитителями умирает от одного из приятелей Dude по игре в кегли.
На первый взгляд, кажется, что фильм ни о чем, что он не имеет темы, связан очень жидким сюжетом и продвигается толчками, от одной нелепой, но смешной сцены, до другой. Эти сцены, правда, основаны на тонком юморе, особенно, например, в эпизоде с вычурной и сумасбродной авангардной художницей и феминисткой Мод Лебовски. Юмор здесь основан на взаимодействии людей, обитающих на разных интеллектуальных и культурных уровнях. Мод, привыкла выражаться вычурно, сложно и бесстрастно, чередуя наукообразные термины с уличным жаргоном, вследствие того, что её поток сознания существует в мире артистических восприятий и событий. А Dude говорит просто и непритязательно, настолько, насколько это возможно, не вникая в суть её намеков и двусмысленностей.
Другой источник комических ситуаций — Уолтер Собчак – друг Джеффа, ветеран войны во Вьетнаме. Он психически неуравновешен, чрезмерно эмоционален, имеет нелепые жизненные принципы, и стараясь помочь, часто усугубляет удручающее положение вещей.
Много в фильме и чисто ситуационного юмора, но не из разряда глупого юмора комедии положений, а основанный на насмешке над шаблонным восприятием.
Чего только стоит момент, когда Джэки Трихорн — режиссер порнофильмов, оставляет на листе бумаги, видимо, важные заметки. Когда он выходит из комнаты, Dude подбегает и использует криминалистический метод, чтобы выявить её скрытое значение.
Смысл фильма, на мой взгляд, заключается в его структуре, противоречащей доктрине Американского сценария. Типичный американский сценарий строится по следующему шаблону. Герой — это человек, у которого есть какое-то сильное стремление или желание. Однако на пути к этому желанию существуют серьезные препятствия. В том как герой преодолевает такие препятствия и проявляется его характер, а на взаимодействии героя и антагониста (человека, природы, пришельца или робота) зритель держится в напряжении до самого конца фильма.
Типичным фильмом такого плана является, например, «Матрица». Герой здесь старается освободить людей от власти Матрицы, и вступает в бой со антагонистическими программами - «агентами» Матрицы. В фильме «Терминатор» герой пытается спастись от робота убийцы. В фильме «Перевозчик», герой старается сохранить жизнь девушке, которую намереваются убить, и вступает в конфликт с бандой мафиозников. И так далее. Акцент такого фильма сконцентрирован на том, что случится в конце.
В фильме «Большой Лебовски» главный персонаж не только не герой, или антигерой, а прямая противоположность геройствующему персонажу. Его главная мотивация смехотворна — он хочет получить назад отобранный у него коврик. В остальном его действия — больше реакция на то, что с ним делают другие. Думаю, братья Коэн хотели уйти от шаблона и поэкспериментировать с альтернативным построением сюжета — таком, где фильм смотрится не ради того, что произойдет в конце, а в независимости оттого, что там произойдет.
Братья Коэны использовали такой подход к написанию сценария, какой Раймонд Чандлер ввел в употребление в детективном жанре.
Эмоциональной основой стандартной детективной истории всегда было то, что убийца разоблачен, и правосудие восторжествует. Технически в такой истории была важна только развязка, она оправдывала все. На то, что приводило к развязке, обращалось мало внимания.
С другой стороны, техническая основа сюжета типа «Черная маска» заключалась в том, что сценический элемент картины становился важнее сюжета, в том смысле, что хороший сюжет и был сфабрикован хорошими сценами. Идеальным детективом был бы такой, которой держал бы внимание, даже если бы конца не было.
После просмотра остается впечатление знакомства со смешными и забавными, но самыми настоящими людьми, одними из многих проживающих то особое время — 90-х годов в Лос-Анджелесе. Таким образом, тема фильма всплывает в сознании постепенно и она туманно обрисована эпизодическим персонажем в ковбойской шляпе, который с одной стороны — завсегдатай кеглевого клуба, но с другой стороны голос, проходящий через четвертую стену и обращающийся непосредственно к зрителю.
Он характеризует Dude как человека, который живет, не делая никому вреда и беспокойства — «живет за всех нас, грешников». Ему грустно то, что Данни (один из друзей Dude) ушел из жизни, но с другой стороны новый человек, маленький Лебовски, будет рожден, и так происходит циклическое развитие жизни на земле.
В последней сцене, когда незнакомец в шляпе сожалеет насчет смерти Данни, Dude отвечает ему перефразированной пословицей, которую он услышал от незнакомца ранее в этом фильме. «Иногда ты ешь медведя, а иногда медведь ест тебя.»
Но есть здесь одна интересная двусмысленность, на которые братья Коэн такие мастера.
Незнакомец в шляпе произносит слово медведь (bear) с юго-западным американским выговором, сглатывая букву «e» и слово звучит как (bar) планка или перегородка. Таким образом браться Коэн намекают на юнговскую модель человеческой психики, иногда контролируемую сознанием, а иногда, как в случае с Dude, подсознанием. Многие герои фильма (TheDude, Уолтер, Джеки Трихорн, Большой Лебовски) живут в прошлом, которое через их подсознание и определяет их поведение.
С уважением, @mgaft1.
We’ve opened up the chat for our community: https://t.me/owl_chat, https://discord.gg/bpKNHhP
We also have own channel with reviews from Steemit on Telegram: https://t.me/owl_recenzent.
You are welcomed to participate and subscribe!
Sign up for our Owls! At Golos, Steemit, Litsovet and everywhere!