"Налет" (Франция)
Первый сезон мне не просто понравился, а понравился так, что я все бросил и сидел смотрел. Хотя это ощущение нельзя назвать "восторгом от изысканного блюда". Это скорее была "ностальгия по обычной жареной картошке". По нормальной, правильно пожаренной картохе с нормальным соленым огурцом. Всё как надо, не более того. Но как же, оказывается, мне этого не хватало, как же утомили творческие эксперименты на поле масскульта.
И вот наконец-то попалась не пафосная кривая тарелка, украшенная несъедобной травинкой, а просто качественный продукт, который можно есть с удовольствием.
Французская сериальная промышленность очевидно находится на подъеме. Совсем недавно я смотрел шпионское "Бюро легенд" и вот теперь - полицейский "Налет". Как и "Бюро", он снят за сравнительно мелкий прайс, но это ему совершенно не мешает. "Налет" удерживает внимание не горящими спорткарами и не миллионными голливудскими физиономиями, а исключительно интригой - как, собственно, и положено сериалу. Если двухчасовой блокбастер можно вытянуть на одном только зрелище, каким бы глупым оно ни было, то сериал - это в первую очередь добротный сценарий. Хорошо, что об этом снова вспомнили.
Герои "Налета" - четверо полицейских, достаточно крутых, чтобы при аресте сначала разбить преступнику морду, а уж потом разрешить звонок адвокату. Неудивительно, что у нас тут же бросились ваять локализацию с Машковым, это же наш культурный код. Такие же менты: неустроенные в быту, вечно небритые, хамящие начальству и имеющие массу вредных привычек, несовместимых со службой в правоохранительных органах. Но при этом не "грязные копы", вовсе нет. Представления о добре и зле у них не перепутаны, не смешаны, просто методы работы слегка неформальные, но все это - во благо и ради дела. И разумеется, однажды "что-то идет не так". Полицейским приходится выпутываться из неприятной истории, но с каждым шагом они увязают в ней все глубже и глубже. Заметьте, как изящно я ухожу от спойлеров, пытаясь не сообщать даже того, что написано в аннотации. Думаете, это легко?
Отдельно нужно похвалить "Налет" на эстетику. Давно на экране не было качественного, гармоничного нуара, и чтобы не про высосанный из пальца Готэм-Сити, а вот прям про жизнь-жестянку. В наших "Ментах" пытались делать так же, но получались какие-то пропитые рожи и сплошная неряшливость. Французские менты в тех же самых потертых кожанках выглядят почему-то лучше. Наверно потому, что в комплекте с кожанкой, щетиной и вечным похмельем должен идти еще и характер. И декорации. И хорошая история, которая не читается на 3 серии вперед.
Еще сильней следует похвалить сценаристов, вот просто поклон земной. Есть две проблемы в сочинении историй: проблема логики и проблема предсказуемости. Это как две пропасти, между которыми нужно пройти по невидимой тропинке, не свалившись ни в унылую банальщину, ни в придурошные фантазмы. Сценаристам это удалось. Без сказочных "случайностей и совпадений" герои умудрились сначала увязнуть в проблемах по горло, а затем из них выбраться. Причем всякий раз, когда казалось, что вот теперь-то всё наладится, всё становилось еще хуже, и каждая серия заканчивалась таким мощным клиффхэнгером, что рука сама тянулась к следующему эпизоду.
К сожалению, все, что я написал выше, относится только к первому сезону. Во втором Остапа понесло, да с такой силой, что удержаться в седле у него не было шансов.
Не знаю, как этот эффект называется у матерых сценаристов, но я для себя его окрестил эскалацией. Я говорю не про усиление конфликта (тут как раз никаких возражений), а о традиции выводить сериал "на новый уровень". Когда, например, в первом сезоне детектив борется с городской бандой, во втором - с целой мафией, в третьем он раскрывает политический заговор на уровне министров, а в четвертом уже противостоит международной шпионской сети. Ну а в пятом сезоне ему, видимо, придется отражать атаку Галактического Разума, поскольку на грешной Земле достойных противников у него не осталось. Вот это я и называю для себя "эскалацией" и считаю болезнью, которая способна погубить даже самый удачный проект.
Да, как ни печально, но втором сезоне "Налета" появляются и коррумпированные политики, и подобие террористической ячейки, и целая пачка конкурирующих мафиозных структур - и в итоге не остается следа ни от логики, ни от оригинальности. Когда трое хмурых мужиков и брутальная бабца выезжают на обычную перестрелку - это норм. Но когда происходит массовый замес со взрывами и черт знает чем, а расследованием занимается все та же четверка - вот тут уже "Хьюстон, у вас проблемы с головой". Или может, во Франции действительно нет никаких спецслужб и следователей по особо важным делам, а есть только четверка наших героев, которые всё разрулят и всё порешают?
В общем, вы меня поняли. Смотреть второй сезон или нет - думайте сами, но первый очень хорош.
И на всякий случай я все-таки начал смотреть третий. Но там пока непонятно.