"Евангелие от Тимофея" Брайдера и Чадовича: первый роман забытой "Тропы"
Привет, друзья)
Сегодня хотелось бы поговорить о творчестве полузабытых писателей Юрия Брайдера и Николая Чадовича. В начале 90-х белорусская фантастика плотно ассоциировалась с этими авторами, но времена меняются. После 2006 года о Брайдере и Чадовиче ничего не слышно. Книги перестали выходить, тишь да гладь. А всё потому, что Юрий Брайдер скончался в 2007 году. Ушла целая эпоха постсоветской фантастики...
Роман "Евангелие от Тимофея" был знаковым для своего времени - он открыл нашумевший цикл о Тропе. Первая публикация книги датирована 1991 годом. В 1992 году произведение номинировалось на "Бронзовую Улитку", а в 1992-м - на "Странника". К сожалению, номинациями дело и ограничилось. Цикл "Тропа" состоит из шести романов. Также к многослойной вселенной, созданной Брайдером и Чадовичем, примыкает трилогия "Миры под лезвием секиры".
Итак, есть некая мистическая Тропа, связывающая воедино целую вереницу параллельных миров. Попасть на тропу можно через особые места. Например, через озеро Лох-Несс или Гималаи. Обитатели смежных вселенных также могут проходит через эти внепространственные врата. Артём, главный герой произведения, случайно попадает на Вершень. Это своеобразный и удивительный мир, сформированный занебниками - исполинскими деревьями, состоящими из ярусов-ветвяков. Ветвяки могут срастаться - так появляются целые континенты, населённые людьми. Существует Настоящий Язык, позволяющий обрести власть над миром, и Артём пытается разгадать тайну этого явления.
Когда я брался за книгу, то ждал лёгкого одноразового фэнтези, а получил крепкую социальную фантастику. Мир, сотворённый Брайдером и Чадовичем, жесток и своеобразен. Местами прослеживаются отсылки к Стругацким, местами - к Лазарчуку. Между строк проступает явное неприятие господствовавших в прошлом социалистических идей. Дух тоталитаризма и "стандартизации" ощущается явственно. И это - задолго до 1994 года. Предчувствовали, что ли...
Тимофей - пророк, принёсший из советской реальности "заветы", жадно впитанные местными обитателями. Артём, наоборот, человек думающий и не желающий становиться винтиком системы. Отсюда - базовый конфликт повествования. По сути, главный противник Артёма - не древесная власть, а те идеи, которые его преследовали в прошлом. Круг замыкается, вселенная схлопывается.
Отмечу, что "Евангелие" нельзя назвать лёгким чтивом. Да, Артём - это типичный попаданец. Но текст написан столь мощно, что об этом забываешь. Угнетает ощущение полной безысходности, так что роман на любителя. Бессметные Фениксы наделяют ГГ сверхспособностями - это задел для будущих приключений Артёма. Но этот же ход размывает эффект сопереживания. А вообще - рекомендую к прочтению.
Оценка: 8/10