"Осиная фабрика" Иэна Бэнкса: руководство по запуску змеев и строительству смертоносных лабиринтов
Всем привет)
Пока кипят страсти вокруг блокировки Голоса и грядущего хардфорка, я продолжаю терпеливо заниматься привычным делом - читать книги и знакомить вас с их содержанием. Ну, и попутно делиться собственным мнением о прочитанном. Вот только к соседям стал относиться с опаской - вдруг они установили видеоглазок и подсматривают за мной, нехристи))) Ладно, отвлёкся я. Сегодня поведу разговор об "Осиной фабрике" - дебютном романе Иэна Бэнкса, одного из глубочайших писателей современности.
"Осиная фабрика" датируется 1984 годом. Перед нами эклектичная мешанина из постмодерна, готики и романа воспитания. Критики поспешили прийти в восторг от текста, поместили его чуть ли не в топ-20 книг уходящего столетия и даже назвали самым удачным дебютом в английской литературе. Действие книги разворачивается в приморском шотландском городке, а точнее - на острове близ этого городка. Фрэнк Колдхейм, семнадцатилетний паренёк, занят делами чрезвычайной важности. То он истязает пойманных животных, то убивает младших братьев, а то и попросту бухает в местном кабаке с карликом Джейми. Эрик, братишка нашего ГГ, тоже своеобразный тип - недавно он совершил успешный побег из психушки.
"Осиная фабрика" представляет собой выброшенный циферблат, который наш умелец превратил в лабиринт смерти для случайно залетевших ос. Изобретательность Фрэнка вызывает искреннее восхищение. Цифры символизируют разновидности казни. Тут вам и утопление, и сжигание, и раздавливание. Фрэнк регулярно обходит свои островные владения, вооружившись самодельным огнемётом или убойной рогаткой.
С особым старанием Бэнкс прописал личность Ангуса, в одиночку вырастившего двоих сыновей. Дети вынуждены учить наизусть параметры дверных проёмов, площадь штор, количество стаканов и тарелок. В подвале папочка хранит порох, Фрэнка нигде не регистрирует и в школу не пускает. А ещё Ангус верит, что наша планета - это лента Мёбиуса.
Роман изобилует откровенными и шокирующими сценами жестокости. Примером может служить смерть пациента в больнице (из-за этого Эрик слетел с катушек) или убийство младшего братишки, которого Фрэнк запустил в море на самодельном воздушном змее. Тут возникает логичный вопрос: откуда в душе подростка взялись эти замашки маньяка-психопата? И Бэнкс всё разъясняет. Но, разумеется, спойлеров от меня никто не дождётся)))
Если пробиться через плотный строй неадеквата, можно увидеть в романе некий месседж. Да, он есть. Осмыслив происходящее, вы понимаете, что любое зло имеет первопричину. И да, нужно хорошо воспитывать своих детей, чтобы не породить выводок чудовищ. Мерзости, описанные Бэнксом, с трудом укладываются в голове, но материала для размышлений - вагон и маленькая тележка. Другой вопрос - нравится ли вам такая форма подачи. Познакомившись с другими произведениями Бэнкса ("Мост", "Шаги по стеклу"), вы поймёте, что он может писать лучше. И не всегда выдерживает конкуренцию с самим собой.
Оценка: 7/10
P.S. Кому не хватает рецензий - милости прошу в мой блог. Вот вам немного "добрых" отзывов на закуску: