Краткие пользы
Сказал Всевышний Аллах:
«Аллах – нет истинного божества, кроме Него. Он непременно соберет вас ко Дню воскрешения (для расчета и воздаяния), в котором нет сомнения! И кто же правдивее Аллаха речью!?». (Ан-Ниса:87).
АбдурРохман ас-Са'дий сказал в толковании этого аята:
"Всевышний Аллах сообщил о том, что Он — Единственный, Кто заслуживает поклонения и обожествления из-за того, что только Он обладает совершенной сущностью совершенными качествами, и из-за того, что только Он один создает, управляет и одаряет рабов всеми зримыми и незримыми милостями. А это требует повеление поклоняться только Аллаху и приближаться только к Нему посредством всех видов поклонения, из-за того, что только Он достоин поклонения, и Он непременно воздаст людям за то, поклонялись Они Ему или нет, и поэтому Он поклялся о неизбежности Судного дня, в котором свершится воздаяние. И далее Всевышний Аллах сказал: «Он непременно соберет вас», т.е. первых из вас и последних в одном месте «ко Дню воскрешения (для расчета и воздаяния), в котором нет сомнения!», т.е. в котором нет никаких сомнений, поскольку его истинность подтверждается умозрительными и шариатскими доводами. Умозрительные доводы - это то, что мы наблюдаем, как оживление земли после того, как она высохла, появление творений на свет в первый раз, происхождение которых во второй раз тем более возможно, и мудрость, которая заключена в создании творений, посредством которой уверенно утверждается, что Аллах не создал свои творения понапрасну, только для того, чтобы они прожили свою жизнь и умерли. Что же касается шариатских доводов, то это сообщение Аллаха самого Правдивого об этом (т.е. о Дне воскрешения), и также Его клятва на это, и поэтому Он сказал: «И кто же правдивее Аллаха речью!?». Также Он повелел Своему посланнику поклясться об истинности Дня воскрешения не в одном месте Священного Корана. Как, например, слова Всевышнего: «Неверующие полагают, что они никогда не будут воскрешены. Скажи (им о Пророк): “Напротив, клянусь моим Господом, вы непременно будете воскрешены, а затем вам непременно будет сообщено то, что вы совершили, и это для Аллаха легко”». (ат-Тагобун:7).
В словах Всевышнего: «И кто же правдивее Аллаха речью!?» сообщение о том, что Его слова, речи и сообщения являются самыми правдивыми, и все что сказано из убеждений, слов и деяний из того, что противоречит тому, что сообщил Всевышний Аллах является ложью и не может быть истиной, из-за того, что оно противоречит сообщению Аллаха самого Правдивого!!
(Тафсир ас-Са'дий:2/332-333).
✒ Абу Сулейман АбдульКарим Усман.