О вечном.

Всё ещё сталкиваюсь с негативным отношением к ручной работе. Теперь уже редко, но каждый раз крайне болезненно. Не за себя, у меня руки прямые, за державу досадно.

В чём-то готова согласиться, качественных работ на рынке не так уж много. Это скорее не к самим работам претензия, а к авторам. Невысокий уровень мастерства, небрежность и коекакность помноженные на завышенную самооценку везде плачевный результат дают.

Хоть плитку положить, хоть статью написать, просто так взять и что-то сильное и красивое сделать у единиц получается. И эти единицы как правило уже не одну ванную комнату плиткой выложили и не один текст за последние пять лет выправили. Талантливые самородки тоже есть, но и они свой предварительный путь проходят. С азов. Просто им легче даётся и быстрее получается. Общий принцип один и тот же, делай и воздастся. Сейчас о конкретной деятельности.

Когда ручное движение только начиналось, мастера создавали шедевры из того, что было. Пользовались всеми доступными материалами. Косметикой для тонировки, обрезками сапог для декора, огрызками поролона для набивки, бумаги хорошей не было в принципе, тысячью и одним способом ватман акварелью красили, счастливым обладателям пастели завидовали по-чёрному, а у тех, в свою очередь, была проблема эту пастель закрепить, чтоб не пачкалась, лак для волос, и тот надо было побегать поискать, про клеевые спреи тогда и речи не было, по шёлку марганцовкой и чаем писали, чего только не выдумывали...
Многие рукодельницы Крым и Рим прошли, прежде чем встать на пьедестал почёта. Да-да, в мире хенд мейда, как и в любой другой профессии, есть свои авторитеты.
В далёких восьмидесятых уходили с фабрик и начинали шить игрушки по собственным лекалам, по ночам листы текстурной бумаги вручную отливали, днём за чешским калиброванным бисером охотились. Это сейчас в интернете всё найти можно. Не в Леонардо, так на Али. Из Штатов или Германии запросто любую хотелку выписать - пара пустяков. Тогда такое даже не снилось.

Есть конечно и те, кто влился уже во времена изобилия материалов. Сразу с качественным материалом начинать работать даже лучше, во вкус войти легче. С первых шагов собственные предпочтения проще обозначаются. В магазине тканюшку выбираешь и уже видишь что из неё получится. Когда наоборот, в голове готовая вещь, а материал под неё ещё надо найти или создать, самоопределиться в разы труднее.

На компромисс не все и не всегда соглашаются. Там, где должна быть натуральная ткань, там должна быть только натуральная ткань. Никакой синтетики. Там, где должна быть магнитная застёжка - никаких пряжек и ленточек. Точка. И бегаешь высунув язык за этими застёжками по всему интернету, диаметр и цвет нужный ищешь. Отхватить на распродаже десяток листов индийской бумаги ручной работы - дело чести. Штамп именной в соседней мастерской заказать - цель и смысл, по крайней мере на ближайшие два дня. Потом замуровываешь вход и сопишь над очередным блокнотом или срочный заказ в полторы сотни приглашений делаешь. На выходе конечно ждут фанфары. Их не может не быть. Если человек увлечён своим делом, он неизбежно растит мастерство. Мастерство всегда вознаграждается. Вроде логичный алгоритм. Но многие его упорно игнорируют. Плохая новость. Каким-то другим, коротким путём проскочить ещё никому не удавалось.

Работала одно время в крупной цветочной сети. Покупатели часто конверты для денег спрашивали. Дешёвые типографские не всем нравились, просили что-нибудь поинтереснее. По чистой случайности как-то при себе свои, ручной работы, оказались. Показала, тут-же купили. Через некоторое время стала делать открытки и конверты на постоянной основе. Всем хорошо. Покупатели довольны, фирме из воздуха прибыль, мне дополнительный доход. Сколько этих конвертов тогда переделала - одному Аллаху известно. Руку набивала, экспериментировала, материалы новые пробовала. Сейчас из чего угодно конверт с закрытыми глазами собрать могу. За полчаса. В полном декоре. И так, что цену втрое назначить не стыдно. С той сетью уже не работаю. В нормальные салоны на реализацию отдаю. Даже с их фантастической наценкой мои конверты как горячие пирожки разлетаются. Это я хвалюсь и немного вперёд забегаю.

Примерно в середине предыдущего абзаца случилась весьма показательная история. Девочки, глядя на то, что я рядом с ними вполне прилично зарабатываю, решили что тоже так могут. И тоже стали делать открытки. Одна от амбициозности выбрала делать мало, но супердорого, другая прикинула возможности и остановилась на много, но супердёшево. Нормально. Ценовые категории разные должны быть. Работы всем хватило-бы.
Все понимали, что авторский креатив должен стоить очень дорого, а простенькое и дешёвое критике не подлежит. Наблюдали за развитием событий всем коллективом, слушали отзывы покупателей, объёмы продаж в конце месяца тоже конечно сравнили.
Амбиции не продали ничего. Пыжились конечно, но качество, соответствующее цене, от надутых щёк не появляется, поэтому увы.
Дешёвые своих покупателей нашли. Незатейливая массовка по симпатичной цене покупателей вполне устроила.
Мои, как летели на ура, так и продолжали лететь. Я под это дело ещё и коробочки тогда делать начала. Давно хотела попробовать, но руки открытками-конвертами были заняты. Воспользовалась передышкой, ассортимент девчонки без меня пополнили, и сделала наконец несколько тестовых вариантов. И они вслед за конвертами усвистели, суток не прошло.

Положа руку на сердце могу сказать, что ни жадности, ни зависти, ни гордости тогда не испытывала. Как конкурентов их конечно рассматривала, но с точки зрения взаимной выгоды. Мыслей о борьбе и подавлении не держала. У них так, у меня по-другому. Поучиться друг у друга можно было-бы, если бы эксперимент продолжили. Может быть во что-то более серьёзное всё это вылилось бы со временем. Перспективы были. Не сложилось. Им всё это быстро надоело. А я кое-что тогда заметила.
Лично я своими конвертами-коробочками больна, круглые сутки могу о них думать, схемы новые чертить-испытывать, везде и всюду новые идеи высматриваю, материалами, уже рассказывала, полквартиры завалено. Девчонки ввязались в производство только ради денег. Азарта особого не проявляли, говорить было не о чем. Вводную информацию дала, где что покупаю рассказала, как делать показала, на том общение и закончилось. Поначалу чем-то ещё пыталась делиться, изобретениями, новинками, наткнулась на равнодушие и быстро всё это прекратила. Не обиделась. Поняла что им глубоко фиолетово. Результаты исходя из этого вполне закономерные.

Сейчас наблюдаю похожую картину. Знакомая прошла тренинг (терпеть не могу всю эту успешную блажь, но об этом в другой раз) и решила по всем правилам маркетинга продвигать своё рукоделие. Маркетинг, прямо скажем, фиговенький. В контакте банить такие объявления всем наверное доводилось. Но и он бы сработал, будь моя знакомая уже известна по сарафанному радио как достойная мастерица. Этого к сожалению нет. Работы кривенькие, торопливые. Набивка целлюлитная, тряпочки дешманские. Цену правда не ломит, но назойливость зашкаливает. Есть полная уверенность, что каждому встречному эти игрушки нужны. На чём эта уверенность базируется не очень понятно.
Как человек эта женщина мне симпатична, с удовольствием пообщалась-бы с ней подольше, могли бы друг другу быть очень полезны. Но пока она в приоритетах порядок не наведёт, сотрудничать не о чем. Свои рождённые в муках и вынянченные бессонными ночами коробочки под любительские игрушки в качестве эксклюзивной подарочной упаковки даже предлагать не хочется. Она собственно и не в курсе до сих пор, что я могу ей кассу раз в десять поднять. О своих подвигах на всех углах не кричу, она не интересовалась. До такой степени не интересовалась, что мастер-класс мне провела по изготовлению цветов. Господи, я эти цветы десять лет назад делала! За спиной стойка с конвертами моей работы и на некоторых такие цветы есть. Во времена нехватки столько всего перепробовала, что на недельный марафон хватит. Оглянись!
В таких ситуациях не раз оказывалась. Глаза от удивления уже не выпучиваю. Ухожу в себя до поры, внимательно слушаю, тщательно делаю, вникаю в особенности, иногда что-то интересное проскакивает, записываю себе новые файлы, болтаем между делом, знакомимся. Не отказываюсь от взаимодействия до последнего. Кто знает, к чему всё это приведёт. А как уж там человек потом с этим разбираться будет - это он сам решит.

Не то чтоб я такая звезда. Просто свои интерес всегда в фокусе держу и выскочек потроллить люблю. В карму наверное минус за это будет, ну и ладно. И ещё очень хорошо усвоила, что надо молча делать своё дело, это тоже рано или поздно зачтётся. Если показываешь максимум и постоянно повышаешь планку, это никогда не останется незамеченным и неоплаченным.

На этом пожалуй и остановлюсь. Качество, качество и ещё раз, качество. Только оно определяет цену и ценность.

Сама об этом всегда помню, свои работы время от времени самой жёсткой критике подвергаю. В качестве стандарта картинку на рабочем столе держу. Вот у кого-то руки были золотые!

Попона королевского коня. Швеция. 1621 год.

Каков хенд мейд!

фото отсюда

ручнаяработа
30
3.492 GOLOS
1
В избранное
lynx
На Golos с 2017 M01
30
1

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые