Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
5 лет назад

[Календарь меломана] Шарль Гуно и Игорь Стравинский

Статья @yurashka1312 для сообщества "Русское Зарубежье" @vp-zarubezhje.


Публикациями в этой рубрике я напоминаю вам о памятных датах и событиях в жизни наиболее известных персонажей из мира зарубежной музыки.

Сегодня 17 июня у Шарля Гуно, известного французского композитора, критика и писателя, исполняется 201 годовщина его рождения.


**

Шарль Франсуа Гуно/ Charles Francois Gounod, был рожден в 1818 г. в Париже в семье художника Франсуа и пианистки Виктории. С детства пел в церковном хоре, полюбил слушать оперу, изучил теорию музыки и начал сочинять музыку. С 20 лет Шарль начал изучать музыкальную гармонию и технику композиции у лучших преподавателей парижской консерватории, и даже несмотря на присущий консерватории академизм, в его самых ранних произведениях проявился яркая индивидуальность молодого композитора. И уже через год учебы в консерватории Шарль за написанную им кантату "Фернан" получил Римскую премию-стипендию для обучения более 2 лет в Италии, Австрии и Германии.

Но молодой француз не принял итальянский оперный стиль, а вернувшись в Париж, Шарль стал работать церковным регентом и органистом, а сочиняя массу духовно-религиозных произведений, он стал серьезно задумываться о духовной карьере, посещая курс богословия в семинарии и проповеди ордена домениканцев. Он поселился на недолгий период в монастыре начал примерять сутану аббата. Но разобравшись внутри себя самого, Шарль вернулся в искусство.

Он погружается в оперу с головой, ему нравится обстановка каждодневного общения с публикой, а его дебютная опера «Сафо» была им написана в 33 г., а затем через 3 года он написал вторую оперу "Окровавленная монахиня". Но его первые оперные постановки не имели особого успеха у публики. В 1952 г. Ш.Гуно становится директором парижского хорового общества «Орфеон», как просветительского музыкального органа для рабочих Парижа и его пригородов. Будучи человеком нервно реагирующим на внешние влияния, Гуно был крайне неустойчивым творцом, а в середине 50х годов XIX в. был даже серьезно душевно болен.

В 1958 г. Гуно поставил оперу «Лекарь поневоле» по мотивам Мольера, комический сюжет и живость персо-нажей которой был очень тепло принята публикой, и ещё теплее была принята следующая опера «Фауст» в 1859 г. Но это грандиозное произведение автора не сразу полюбилась публикой, а парижская «Град опера» поставила её только через 10 лет после дебюта, добавив в оперу балетные сцены. Зато через 18 лет прошел 500-й спектакль, а через 25 лет – прошёл юбилейный тысячный спектакль.

В 60е годы XIX в. Гуно очень продуктивно творил, среди прочих постановок выделялись «Царица Савская»(1862) и «Ромео и Джульетта»(1867), которая стала последней и самой успешной оперой Гуно, за 2 года состоялось более 90 её спектаклей. Но после выпуска серии не совсем удачных постановок Гуно вновь обратился к духовной музыке. А после написания серии ораторий Гуно вообще переключился на литературную и критическую деятельность, включая книгу «Дон Жуан Моцарта». Кроме серьезных опер Гуно написал много инструментальной музыки, 2 симфонии, фортепианные пьесы, музыку для драматических спектаклей и более 200 романсов.

Последние годы жизни Шарль Гуно провел в пригороде Парижа Сен-Клу, занимаясь преподаванием музыки. Он скончался у себя в доме 18 октября 1893 г. в возрасте 75 лет, и был похоронен на парижском кладбище Отой. Шарль Гуно как композитор, музыкальный критик и писатель, награжден орденом Почетного легиона за 5 лет до ухода из жизни. В качестве примеров творчества Ш.Гуно традиционно привожу фрагменты из самых известных его произведений:


Также 17 июня у Игоря Стравинского, дирижера, композитора и пианиста, исполняется 137-летняя годовщина его рождения.


**

Игорь Федорович Стравинский родился в 1882 г. в г.Ораниенбаум, Российская империя, в семье Фёдора Стравинского, оперного певца и солиста Мариинского театра, Анны Холодовской, пианистки и певицы, постоянного концертмейстера мужа. Игоря с 14 по 17 лет обучался игре на фортепьяно в частном порядке, но основное влияние на формирование его музыкального вкуса оказал композитор-пианист Покровский, большой знаток европейской и прежде всего французской музыки.

В 19 лет по решению родителей обучался на юрфаке Петербурского университета и самостоятельно осваивал музыкальную теорию. С 1904 г. в частном порядке обучался у самого Н.Римского-Корсакова в течение 2х лет, под его руководством Игорь написал его первые творения – скерцо и соната для фортепьяно, высоко оцененные известным хореографом С.Дягилевым.

В 1906г. 24-летний Игорь женился на Екатерине Носенко, через год у них родился сын Фёдор, будущий ху-дожник, а в 1910 г. у них родился 2й сын Святослав, будущий композитор и пианист. В 1900-10гг. семья Стравинских долго проживала в их имении в Волынской губ., где открыт мемориальный музей И.Стравинского.

В период 1910-13гг. И.Стравинский по приглашению С.Дягилева пишет для русских сезонов в Париже сразу 3 балета «Жар-птица», «Петрушка», и «Весна священная», и часто и подолгу проживает в Париже. В начале 1й мировой войны семья Стравинских выехала сначала в Лозанну, Швейцария, а в 1920г. перебралась в Париж, где она пробыла в итоге до 1940 г.

В Париже И.Стравинский продолжает сотрудничать с С.Дягилевым, пишет балеты «Пульчинелла» и «Поцелуй феи», камерную оперу и хореографические кантаты и сюиты, а также впервые увлекается духовной музыкой. В 1934 г. И.Стравинский принимает французское гражданство, но в целом он расценивал парижский период жизни как несчастливый для него, в Париже умерли его жена и мать.

В 1940 г. он женился повторно на Вере Судейкиной. А начиная уже с 1936г. И.Стравинский начал часто гастролировать в США, а с началом 2й Мировой войны решил переехать в США на ПМЖ. Сначала он жил в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. В 1945 г. он получил американское гражданство.

Начало его американского периода творчества отметилось постановкой балетов "Игра в карты", «Орфей», оперы «Похождение весны» и ряда симфоний. С начала 50-х годов И.Стравинский стал активно практиковать серийный принцип в написании произведений. Вообще его творческая карьера включала 3 периода – русский-классический, неоклассический-европейский и серийный-американский. А завершающими карьерными произведениями стали в 1966 г. камерно-духовные «Заупокойные песнопения». Стиль творчества Стравинского – стиль поиска композиционно-экспериментальных решений, на протяжении его карьеры он постоянно перерабатывал собственные и чужие произведения.

Многие годы И.Стравинский активно гастролировал, как дирижер, в основном собственных сочинений, при этом он был чрезвычайно требовательным к техническим нюансам исполняемых концертов, и прежде всего, к качеству аудиозаписей. В 50-60х годах многие его аудиозаписи были осуществлены под известным лейблом Columbia Rec., которые до сих пор считаются эталонными по качеству. В 1962 г. после почти 50-летнего перерыва И.Стравинский приехал в Москву и Ленинград на гастроли в качестве дирижера его сочинениями.

Игорь Стравинский, как композитор и дирижер, считается одним из крупнейших мировых музыкантов ХХ в., а его стиль отличался большим многообразием с ярким отпечатком русской музыкальной культуры.

Игорь Стравинский скончался 6 апреля 1971 г. в Нью-Йорке от сердечного приступа на 79 году жизни. А похоронен он согласно завещанию в русской части кладбища Сан-Микеле Венеции неподалеку от могилы его многолетнего сподвижника Сергея Дягилева.
В качестве примеров творчества И.Стравинского традиционно привожу фрагменты из самых известных его произведений:

0
281.348 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые