"Страна Оз" на Роттердамском кинофестивале
Каждую зиму в Роттердаме проходит международный кинофестиваль. Если в первый год жизни здесь я была весьма заинтересована в том, чтобы посмотреть как можно больше фильмов и посетить как можно больше мероприятий в рамках фестиваля, то сейчас я уже успокоилась, двух раз мне хватило.
Специфика этого фестиваля нестандартная, как многое в Голландии. Он ориентирован на некоммерческое альтернативное кино, особенно много фильмов представлено из развивающихся стран и стран Восточной Азии. В общем, любителям классики лучше не смотреть.
Первый фестиваль проводился в 1972-м году, бытует мнение, что мероприятие это имеет такой же вес, как кинофестивали в Каннах, Берлине и Венеции.
Номинаций обычно бывает много: самый лучший документальный фильм, самый лучший короткий фильм... Помню, в прошлом году в последней номинации участвовал фильм длиною в три минуты. Номинанты получают в награду статуэтку тигра, поскольку тигр является эмблемой фестиваля, и денежный приз 15 тысяч евро.
В общем-то, это фестиваль для начинающих авторов, поэтому что там делала картина Германа "Трудно быть богом", я сказать затрудняюсь. Просмотр этой картины объясняет то, что больше я по кинофестивалям ходить не хочу. Тем, кто не смотрел эту лебединую песнь очень почтенного и уважаемого мною режиссера, скажу, что это - "фильм о говне, снятый посредством говна". Слова не мои, у какого-то критика прочитала, но полностью с его мнением согласна. Зал покидали даже голландцы, ни черта в этом фильме не понимавшие.
Спустя год мне позвонили друзья и спросили, брать ли на нас с мужем билеты на фестивальный фильм? Я сразу сказала: "Нет!" Но узнав, что в этом фильме снимались Гоша Куценко и Инна Чурикова, решила рискнуть.
Просмотр "Страны Оз" проходил в главном зале кинофестиваля - в концертном зале De Doelen. Обстановка была весьма торжественная. С какой-то радости на помосте, где обычно стоят почетные гости и участники кинофестиваля (на открытии король с королевой стояли), позировал какой-то папуас. Никакого объяснения, зачем он там, не было, но все желающие могли с ним сфотографироваться.
Под зеленой конструкцией - кафе. Мы хотели еще выше градус терпимости поднять, но туда была большая очередь.
Народу в зале было неожиданно много. Русских, правда, по пальцам пересчитать, но один из них сидел сзади меня. Когда начался фильм он гневно и громко сказал кому-то по телефону: "Еще десять минут этого бреда, и я иду домой!" Ушел через двадцать. Рядом сидела пожилая голландка и смеялась постоянно. Даже в тех местах, где хотелось плакать.
Содержание фильма я пересказывать не буду, и трейлер, и сам фильм можно онлайн или в кинотеатре посмотреть, может показывают. Понятно, и зачем его в Голландию привезли. Потому что, чем хуже говорят и показывают Россию, тем это больше нравится голландцам.
Насчет мата... Сказать, что в фильме было много матюков, это ничего не сказать. Актеры говорили на матерном языке! А как его на английский перевести? Только при помощи слова "Fuck" и производных от него. Скудно. И скажу больше: меня мат совсем не шокировал, потому что это было грамотно и виртуозно. Вы можете представить себе Инну Чурикову в жемчугах, стоящую на кухне в задрипанной хрущевке и говорящую матом все, что она думает о членах партии ЛДПР? Очень спокойно и даже интеллигентно! Это - песня, чистое наслаждение, совершенно непонятное голландцам! Разве знают они, что такое ЛДПР? Или когда герой Александра Баширова впадает в белую горячку и представляет себя Бастиндой? Ну, без понятия зрители, что "лорики-ёрики" - это не просто слова, а волшебные заклинания!
Но если серьезно, фильм отчаянный и страшный. Донеслась фраза откуда-то сзади: "Двадцать лет в Россию не ездил и еще столько же не поеду".
А мне кино - понравилось! Хотя не уверена, что буду смотреть его еще раз.