Что скрывают марокканские пустыни
Статья @vpervye1 для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.
Например, город Орион (Stadt des Orion).
Я уже говорила о том, что восхищаюсь Борхе, а Борхе восхищается Хансйоргом Фоттом (Hannsjörg Voth), работающего с таким размахом, что для его творений нашлось место только в пустыне Сахара.
Конечно же, мне хотелось их увидеть. Главный по маршруту посетовал, что только его жена в пустыне, где кроме бедуинов нет никого, может найти музей, а потом отправился изучать гугл-карты и шерстить интернет.
После продолжительных исследований он выдал следующий вердикт: дороги в этот город нет. И даже несмотря на то, что бездорожья будет совсем немного - около десяти километров, на нашей машине проделать этот путь он не рискнёт. Нужен будет проводник на джипе, да и то нет никаких гарантий, что тот не заплутает или не увязнет в песках.
Учитывая, какой холод стоит в зимние ночи в пустыне, он не может рисковать здоровьем дорогой ему супруги. Все попытки объяснить, что уныние, в которое повергает супругу этот отказ, тоже не способствует здоровью, были отвергнуты самым безжалостным образом.
Трудно поверить, что Хансйорг Фотт начинал свою карьеру как плотник. Правда, эту работу он забросил после поездки в Италию - там он впервые начал рисовать, а по возвращению решил изучать живопись и графический дизайн в Бременском университете.
Но настоящую популярность ему принесли работы в стиле Land-Art, многие из которых связаны с его увлечением Египтом. В 1978 году, в рамках проекта Reise ins Meer, перевозил 20 метровую "мумию" на плотах по Рейну. Через девать дней её сожгли.
Через несколько лет он построил собственную деревянную пирамиду в Голландии, но что-то не сложилось и её тоже сожгли.
В конце 80-х Хансйорг начал несколько проектов в Марокко, где провел 6 месяцев на равнине Марха, и именно здесь были созданы руками местных строителей его наиболее признанные проекты.
Критики говорят о нём как о художнике, глубоко изучающем местные мифы и обычаи, но в то же время использующим пустыню как "нулевой пейзаж" для экспериментов по смешиванию европейской культуры с традицией строительства из глины. Его работы самофинансируются, и он определяет их скорее как личную потребность, а не как способ изменить мир.
Первой в пустыне была возведена "Небесная лестница" - 16-метровое отдельно стоящее здание, состоящее из 56 ступеней, напоминающее небесные обсерватории. Тень, что вращается вокруг него, напоминает о движении Луны вокруг Солнца.
Вторая работа "Золотая спираль" представляет собой 260-метровую стену, наполненную символикой с изображениями звезд, что не оставляет никаких сомнений об одержимости автора космосом, и равномерно расширяющуюся в последовательности Фибоначчи.
И последнее творение - "Город Ориона" состоит из семи главных башен, соединённый между собой стенами. Крепость напоминает созвездие Ориона, где башни представляют собой основные звёзды созвездия. Некоторые связывают эту крепость с древней поэмой о Гильгамеше из шумеро-вавилонской культуры. Мне же оно напоминает расположение пирамид в Гизе.
Художник-архитектор всё еще здравствует, но о его поздних работах я ничего не слышала. Если вы что-нибудь об этом знаете, делитесь информацией в комментариях. Может не обязательно тащиться за ними в пустыню?
Фотографии из личного архива автора
Из Франции, ваша @vpervye1