Ещё раз о Венеции или венецианская школа художников-ведутистов
Статья @yurashka1312 для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.
Являясь давним поклонником классической живописи и особенно пейзажей, на днях просматривал каталоги итальянских живописцев, и натолкнулся на незнакомый мне до того термин «художники-ведутисты», в основе которого включено итальянское слово «ведута/увиденная», означающее один из жанров европейской живописи, популярной в Венеции ХVII-XVIII веков, и представляющей собой детальные городские пейзажи.
Как жанр живописи, пейзаж, как архитектурный, сельский, городской, морской или речной, появился ещё в средневековье при росписях храмов и дворцов, а также в отдельных миниатюрах ещё в XVI веке в работах итальянского мастера Дж. Беллини. Но реальными изобретателями детально-масштабных городских пейзажей были мастера фламандской школы и нидерландские художники. И вопреки сложившемуся мнению, что итальянская живопись средневековья являлась образчиком во всем, в XVIII веке произошло обратное явление, когда фламандские мастера стали учителями итальянских художников-ведутистов.
В качестве примера приводится современная фоторепродукция типичной венецианской ведуты с видом Большого канала.
Совсем не случайно именно школа венецианской живописи оказалась наиболее сохранившейся на фоне явного упадка всех школ живописи в Италии в XVIII веке. Венецианская республика долго оставалась независимым законодателем и лидером торговли в средиземноморском регионе, но именно в XVIII веке и её накрыл упадок в торговле.
Зато венецианская живописная школа сохранила свой имидж и значение, благодаря прежде всего тому факту, что в Венецию пожаловала целая группа нидерландских художников, создавших особый жанр панорамных городских пейзажей или «ведуту» по-итальянски с сохранением геометрических пропорций.
Среди приехавших в Венецию иностранных живописцев наиболее прославился, проживший в ней всю жизнь, голландец Гаспар ван Витель, которого итальянцы переименовали на их лад как Луиджи Ванвителли (1653 – 1736). Ниже приведены 3 репродукции с его самых известных работ:
«Площадь перед Королевским дворцом в Неаполе», начала XVIII века.
«Площадь дель Пополо в Риме», 1718 г.
«Площадь Навона в Риме», начало XVIII в.
Венецианскую школу художников-ведутистов представляли весьма знаменитые итальянцы Лука Карлеварис (1665-1731), художник-гравёр, автор целой коллекции гравюр на тему Венеции, и более молодой, но более известный живописец Джованни Антонио Каналь или Каналетто (1697-1768), который в своё время возглавил венецианскую школу ведутистов. Оба специализировались в основном на красотах родной Венеции, а их достаточно миниатюрные произведения, по сравнению с классическими по размерам картинам, превратились в своеобразную «туристическую рекламу», их картины покупались многими приезжими путешественниками и развозились по всему миру. Ниже приведены репродукции наиболее известных работ Л.Карлевариса:
«Замок и площадь Контарена в Удине» (1720 г.);
«Мост делле Нави в Вероне» (1715 г.);
«Въезд венецианских послов в Герцогский замок в Милане» (1711 г.).
И три репродукции с известных картин Джованни Каналетто:
фото 8
«Большой канал Венеции»
фото 9
«Площадь Сан-Марко»
фото 10
«Каприччио и разрушенные арки»
Следующим представителем венецианской школы ведутистов стал Франческо Ладзаро Гварди (1712-1793), чьи ведуты очень были популярны среди приезжей аристократии, которая вывозила в багаже небольшие по размерам работы как приятное воспоминание об увиденных красотах Венеции, осуществляя на практике художественный экспорт.
Вот репродукция типичной ведуты мастера под названием «Площадь Сан Марко в Венеции»:
Ещё один известный представитель итальянских ведутистов XIX века Анджело Инганни (1807-1880), родом из провинции Ломбардии, г. Брешия, младший пятый сын художника Джованни Бартоломео, который вместе с братьями стал художником сначала по церковным фрескам, а затем стал одним из ведущих ведутистов Ломбардии.
Ниже приведены 3 репродукции его известных ведут Милана:
«Навильо в Фатабенефрателли в Милане»
«Площадь делла Скала в Милане»
«Мост ди Порта ориентале в Милане» - редкая ведута зимнего Милана под снегом...
Следующие два представителя славной итальянской школы ведутистов на рубеже XIX-ХХ веков – неаполетанец Карло Бранкаччио (1861-1920), известный ведудист-импрессионист, и репродукция его ведуты под названием «Улица Толедо в Неаполе»:
… И художник-маринист из Венеции Гвидо Гримани (1871-1933) с репродукцией его работы под названием «Триест – вид из порта»:
Таким образом, начало такого специфического вида живописи, как ведуты, было положено ещё в XV веке, затем в XVIII веке венецианская школа, с активным участием голландских мастеров, и под воздействием театральных сценических композиций, ведуты приобрели вполне законченный жанр изобразительного искусства, который отлично сочетался с традиционным театрально-декоративным искусством великих мастеров Италии.
Все фото, кроме №№ 8-9-10, из личного архива автора
Автор @yurashka1312
—