Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
5 лет назад

[Календарь меломана] Кристоф Глюк

Статья @yurashka1312 для сообщества "Русское Зарубежье" @vp-zarubezhje.


Публикациями в этой рубрике я напоминаю вам о памятных датах и событиях в жизни наиболее известных персонажей из мира зарубежной музыки.

Сегодня 2 июля у Кристофа Виллибальда фон Глюка, немецкого композитора, дирижера скрипача и органиста, исполняется юбилейная 305 летняя годовщина его рождения.


**

Кристоф Виллибальд Риттер фон Глюк/ Christoph Ritter von Gluck родился 2 июля 1714 г. в г.Эрасбах в семье лесничего Александра и его жены Марии Глюк. Подробные данные о детстве и юности Кристофа не сохранились. Предполагается, что он получил домашнее музыкальное образование, принятое в те времена в Богемии, где семья проживала с 1717 г. Овладев скрипкой и виолончелью и обладая неплохим голосом, Кристоф оказался в 17 лет в Праге, там он обучался в университете и параллельно пел в церковном хоре и играл в оркестре п/у чешского композитора Б.Черногорского.

В возрасте 21 год Глюк был приглашен австрийским князем Филиппом к его двору в качестве камер-музыканта. Через 2 года по приглашению итальянского мецената Глюк оказался в Милане. В Италии Кристоф обучался не столько искусству оперной композиции, сколько симфонической композиции. А через 4 г. обучения в Милане состоялся дебют первой оперы Глюка «Артаксеркс» с явными элементами заимствования музыкального стиля его учителя композитора Саммартини. Но успех дебютного произведения привел сразу к серии заказов на оперы на древнегреческую тематику.

В 1745 г. Глюк получил 2 заказа на оперы из Лондона, через год он вернулся в Италию в частную оперную труппу Минготти. Успешно гастролировал с ней 5 лет как дирижер. В 1751 г. Глюк вернулся в Прагу и стал капельмейстером в другой итальянской труппе Локателли. С конца 1752 г. Глюк жил и работал в Вене в качестве капельмейстера принца Иосифа Саксена. В 1754 г. Глюк получил назначение на должность дирижера и композитора придворной оперы в условиях полного разочарования публики в мелодраматичной итальянской оперы с переключением на французскую комическую оперу и балет. Глюк создает оригинальный балет-пантомиму "Дон Жуан" как реальный хореографический спектакль и преображение Глюком привычной балетной сцены в драматическую. А следующим творением Глюка стала знаменитая опера "Орфей и Эвридика" в 1762 г., но по сравнению с «Дон Жуаном» опера не пользовалась популярностью у публики.

Придворная атмосфера заставила Глюка писать традиционные оперы с предпочтением комических сюжетов, и следующим значительным творением Глюка стала опера "Альцеста" в 1767 г. на сцене венской оперной сцене. Но ни эта работа, ни следующее оперное творение Глюка "Парис и Елена" в 1770 г. по-прежнему не снискали успеха у публики. Но параллельно с его оперной активностью Глюк занимался обучением музыке молоденькой герцогини Марии-Антуанетты. В 1770 г., когда она стала женой наследника короля Франции, то она тут же пригласила любимого учителя Глюка с собой в Париж.

Но это приглашение поставило Глюка перед фактом участия в давнем споре между сторонниками итальянской и французской оперы, проникшем даже в монаршею семью, т.к. сам король Людовик любил классическую итальянскую оперу, а его супруга Мария Антуанетта склонялась к французской. Вскоре после его приезда в Париж Глюк практически стал во главе французского оперного "лагеря». Нескончаемые споры касались в основном имиджа самого оперного спектакля – если одни его видели роскошным представлением с красивой музыкой, то другие требовали от оперы нового социального и даже революционного содержания сообразно эпохе.

Эти ожесточенные споры о месте и значении оперы привели к смене либреттистов, авторов оперных сюжетов. У Глюка появились французские авторы, в содружестве с которыми он написал оперы «Ифигения в авлиде» (1774) и обновленная французская редакция ранее написанной «Орфей и Эвридика». Королева Мария Антуанетта щедро наградила автора за оба произведения и присвоила ему почетное звание "придворного композитора" с весьма приличным годовым содержанием. Воодушевленный таким отношением монарха благодарный Глюк в 1775 г. написал и поставил комическую оперу "Очарованное дерево".

И если ожесточенная борьба приверженцев 2х оперных школ итальянской и французской уже поутихла, то внутри «французского лагеря» возник раскол на традиционалистов и приверженцев новой французской оперы во главе с Глюком. Немец Глюк, написав и поставив на королевской сцене его героическую оперу "Армида" (1777), тем самым бросил резкий вызов французским традиционалистам. Споры об её значении и ценности не прекращались более 200 лет после её премьеры. Но Глюк всё же одержал моральную победу в этом споре, когда его ярый противник Н.Пиччинни признал оперу Глюка «Ифигения в Тавриде»(1779) реальной «музыкальной революцией».

Последние годы творчества Глюка были сопряжены его борьбой с болезнями, обрушившимися на композитора в самый плодотворный период его работы над его последней оперой «Эхо и Нарцисс» в конце 1779г. В течение полугода его дважды поражал инсульт с частичным параличом. Глюк сменил Париж на Вену, но через полгода его накрыл очередной приступ инсульта в 1781. К.Глюк в этот момент старался закончить начатый ещё в 1773 г. фундаментальный опус для фортепьяно, но его планы не сбылись.

Чувствуя кончину, смерть, композитор написал небольшое произведение для 4-голосья и оркестра на тему церковного псалма, которое на его похоронах в 1787 г. исполнил его ученик Антонио Сальери. В ноябре 1787г. Кристоф Глюк перенес сразу 3 инсульта и скончался 15 ноября в Вене. Захоронение композитора состоялось на пригородном кладбище, а через 103 года его перезахоронили на центральном кладбище Вены. Кристоф Глюк состоял в браке с Марией Анна Бергин в 1750-87гг.

Немецкий композитор Кристоф Глюк прославился как творец опер, дирижер, музыкант и педагог, и как один из музыкальных мировых классиков. Основной его вклад в музыкальное искусство – это реформаторский подход в развитии самых популярных итальянской и французской опер того периода. Традиционно предлагается вашему вниманию подборка фрагментов из наиболее известных произведений Кристофа Глюка:

0
262.945 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые