[Календарь меломана] Юбилей свадебного композитора Мендельсона
Статья @yurashka1312 для сообщества "Русское Зарубежье" @vp-zarubezhje.
Публикациями в этой рубрике я намерен напоминать периодически о памятных датах и событиях в жизни наиболее известных персонажей из мира зарубежной музыки.
И первым таким персонажем станет известный немецкий «свадебный» композитор Феликс Мендельсон, чья 210-летняя годовщина со дня рождения приходится на 3 февраля.
**
Родился Якоб Людвиг Феликс Мендельсон (известный композитор-пианист-дирижер и педагог) 3 февраля 1809 г. в семье Авраама Мендельсона - банкира с еврейскими корнями.
Вскоре (после рождения будущего композитора) семья принимает лютеранскую веру и 2 фамилию - Бартольди. В этой семье частыми гостями были сам философ Гегель и композитор Цельтер, который первый заметил предрасположенность малыша к музыке и пению. Ещё в 9-10 лет Феликс начал выступать как пианист и вокалист, обладая в детстве приличным голосом альтом.
В 12 лет юный музыкант Феликс начал его концертную деятельность, а в 15 лет написал его первую оперу «2 племянника». В 1825 г. вместе с отцом он посетил Париж, где Феликс познакомился с известным итальянским композитором Д.Россини.
После возвращения в Берлин Феликс написал оперу "Свадьба Камачо" по мотивам испанца Сервантеса. А вскоре концерты Феликса по субботам, где собирались многие сотни любителей музыки, стали традиционными.
В 1826 г. Феликсу было всего семнадцать лет, когда он написал 1 знаковое сочинение - увертюру к комедии У.Шекспира "Сон в летнюю ночь".
В силу непонятных интриг, критики с его оперой "Свадьба Камачо", Феликс решил на будущее не писать оперы и сконцентрироваться исключительно на инструментальных пьесах.
В 20 лет Феликс провел первое успешное турне в Англии и Шотландии и в Берлин приехал уже музыкальной знаменитостью. В 1830 г. он уехал сначала в Италию, а затем на 4 мес. во Францию.
Кстати, вы можете послушать в видео-ролике ниже его лиричное сочинение «Песня венецианского гондольера» с прекрасными видами Венеции.
После весьма успешных гастролей в Англии и дирижирования на фестивале в Дюссельдорфе в 1835 г. Феликс получил очень почетное предложение занять пост капельмейстера симфонических концертов в Лейпциге. Он принял приглашение, и вскоре эти концерты стали важным музыкальным событием в Европе. Весной 1837 г., в возрасте 28-лет, он вступил в брак с Сесилией Жан-Ремо, в браке с ней у них родились 5 детей.
Успешные гастроли в Англии чередуются с дирижированием в Лейпциге, где Феликс вознамерился открыть 1 немецкую консерваторию. В 1841 г. Феликс принимает приглашение прусского короля стать капельмейстером в Берлине и руководителем королевской Академии искусств. Но натолкнувшись на интриги и сопротивление старожилов Академии в реформах, Феликс забирает жену с детьми и уезжает вновь в Лондон на концертные гастроли.
В 1843 г. Феликс пишет увертюру к комедии "Сон в летнюю ночь", куда он, как одну из составляющих увертюры, вставил Свадебный марш Мендельсона, который довелось и нам с супругой послушать более 50 лет назад... как и многим из вас, мои друзья, не так ли?
После открытия консерватории в Лейпциге Мендельсон ушел с поста капельмейстера в Берлине и вернулся в Лейпциг на прежний пост. Но к 1846 г. его здоровье уже не позволяет ему усердно дирижировать и писать музыку.
В 1847 г. его последняя гастроль в Лондон внезапно прервалась смертью старшей сестры Фанни в возрасте 42 лет. Феликс был глубоко потрясен её уходом, он прекратил концерты и посещает Швейцарию для поправки здоровья. Но вернувшись к осени в Лейпциг, у него в октябре-ноябре 1847 г. случились сразу 2 инсульта и Феликс Мендельсон скончался 4 ноября, не дожив всего 3 мес до 39-летия...
В доме No12 по Гольдшмитдштрассе Лейпцига, где скончался композитор Феликс Мендельсон, сейчас открыт его личный Музей.
А в заключении считаю заслуживающим внимания высказывания о Мендельсоне со стороны современников композитора. При самой высокой репутации среди композиторов-современников, недаром Шуман называл Ф.Мендельсона «Моцартом ХIХ столетия», но тем не менее он подвергся критике со стороны композитора Вагнера в его статье «Еврейство в музыке». Где Вагнер, не скрывая его антисемитские взгляды, вынес Мендельсону жесткий приговор как подражателю И.С.Баха и его распущенному музыкальному стилю.
На что «наше всё в классической музыке» композитор П.И.Чайковский весьма иронично отреагировал: «Как только посмел этот высоко-даровитый еврей Мендельсон услаждать слушателей его инструментальными шедеврами на фоне шумных и иногда невыносимо скучных опер Вагнера». Браво мэтр Петр Ильич Чайковский! Лучше не скажешь.
Искренне ваш, @yurashka1312