Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
6 лет назад

[Моя Индия] Великая Трущоба: от мангровых болот до мегаполиса

Автор @morningswellow для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.


Над Дхарави плывёт низкий плотный звук азана, древний, словно само время.

Он заполняет каждую щель между домами, тысячи маленьких комнаток, улочки, дворики, спутанные, как провода азиатского города в огромный узел, который никому не под силу развязать. Мы идём по трущобе, и ей нет конца.

-Зачем вы хотите смотреть наше некрасивое место? - добродушно спрашивают люди. Они смеются, улыбаются. Мне становится неловко: это их дом, а я тут хожу со своим нелепым любопытством белого человека… Чем глубже уходишь, тем мрачней взгляды, а на задворках лабиринта из щелей смотрят почти первобытные глаза.

Трущобу населяют мигранты из дальних уголков страны, многие из них не покидают её пределов: здесь их промысел и место сбыта. Скорее всего эти люди редко видят иностранцев.

Уже не первый век в Дхарави едут с задворок страны, спасаясь от неурожаев, засухи, наводнений, голода, бедности. И, приезжая, становятся частью индийского города грёз.

Дхарави принимает в своё тесное пространство новые и новые человеческие потоки. А когда-то здесь были лишь мангровые болота и кричали птицы. Где-то у болот находилась деревушка рыбаков Коливдас.

Колониальная эпоха изменила ландшафт местности. Болота высохли от мусора и плотин. Англичан раздражали кожевенные производства в черте Бомбея. В 1887 году мастерские и фабрики стали переселять за город на территорию нынешней трущобы. Традиционно выделкой кожи занимались низшие индуистские касты и индийские мусульмане, они стали строить домики вокруг своих маленьких фабрик.

Следующими перебрались в Дхарави гончары (их ремесло так же посчиталось загрязняющим город). Крупная община Кумбары преехала в Дхарави из штата Гуджарат. В 1895 году колониальное правительство предоставило им в аренду землю на 99 лет.

Люди стали приезжать из деревень в поисках работы в Бомбее. В мир Дхарави влились портные из штата Уттар-Прадеш. Трущоба стала местом трациционных ремесел. Стихийно создавались рабочие места, снова приезжали мигранты.

Свой быт Дхарави регулировала сама, беспорядочно появлялись маленькие фабрики и дома. Общины строили за свой счёт мечети, храмы, школы. Трущоба росла, а вокруг рос Бомбей, окружая её до того момента пока они не слились воедино.

Сегодня Великая Трущоба продолжает заниматься ремеслами и рассылать их по рынкам и магазинам всего мира. Это мультикультурная территория, преимущественно мусульманская. Здесь высокий уровень грамотности - 69% от общего числа.

Город даёт трущобе воду, по пути её воруют не подключенные территории. Бытовой газ привозят в баллонах, а к кому-то и по трубам. В трущобе я поняла, что видимо уже совершенно привыкла к Индии, внутри муравейника, как и везде я чувствовала абсолютное спокойствие (может, конечно, и потому что была с друзьями).

Дхарави не выходя из дома, можно увидеть в фильме «Миллионер из трущоб» (2008), “Салам, Бомбей!” (1988), “Дхарави” (1991), “Бомбей” (1995), «Трилогия индийского гангстера» (1998–2005).

А мы уходим вдоль трассы в другие измерения непостижимого Мумбая. Бросая взгляд на бесконечный город домишек замечаю, как привязанная к балке обезьянка карабкается на крышу одной из тысячи лачуг.

Фотографии из личного архива автора



5BEBF522-2971-4202-9576-D630AEFA995B.png


Из Индии, ваша @morningswellow


Торговая платформа Pokupo.ru

0
440.436 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (18)
Сортировать по:
Сначала старые