Наполеон, Мулен Руж и слоны - казалось бы, что между ними общего?
Статья @vpervye1 для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.
Уже был в сообществе мой пост о знаменитых мельницах Парижа, в котором упоминался и Мулен Руж.
Но мельница была не единственным украшением кабаре. Да и сначала это было не кабаре.
Его владелец - испанский деловой человек Жозеф Оллер (игрок, изобретатель тотализатора, любитель петушиных боёв и гонок) открыл в 1888 году небольшой парк аттракционов, в том числе и Montagnes Russes (русские горки, которые в нашей стране почему-то упорно называются американскими).
Дело видно шло бойко и Жозеф со своим компаньоном из "белых цыган" Шарлем Зидлер, решили открыть еще одно развлекательное заведение. Время открытия было подогнано под Всемирную выставку в Париже. Предприниматели давно изучили вкусы французов, но в их задачу входило заманить тугие кошельки в район Монмарта, который хоть и начал входить в моду, но Пигаль с красными фонарями всё еще был скандальным местечком. Этот район и в наши дни, если говорить честно, не совсем благопристоен.
Поэтому место для Мулен Руж было выбрано чуть в стороне и обставлено очень экстравагантно. В 19 веке пришла мода на строительство статуй гигантских слонов. Внутри они были полые и там устраивались комнаты вполне пригодные для жилья. Например, в Кони-Айленде (тот что в Брукленде), был устроен семиэтажный отель в форме слона, а в Мулен Руж устроили внутри макета комнаты для девиц.
Mужчины могли подняться к ним через дверь в задней ноге слона и насладиться танцем живота какой-нибудь прелестницы. Стоило это удовольствие один франк.
Кстати, если вы смотрели фильм Мулен Руж режиссёра База Лурмана от 2001 года, то там главная героиня (её играла Николь Кидман) именно в муленружевском слоне соблазняет несчастного поэта. Правда, в кино "веранда" на спине слона была открытая, а в реальности похоже её застеклили, что больше соответствует требованиям парижского климата.
На фотографии ниже видно, что в окнах слона горит свет и он вполне обитаем.
Американцы уверены, что парижане вдохновились на создание этой скульптуры именно штатовским слоном-отелем. Но у французов ещё в начале 19 века был похожий слон. Если читали "Отверженные" Гюго, без труда вспомните, где жил Гаврош 1774.
Это был наполеоновский проект парижского фонтана, предназначенный для украшения площади Бастилии. Предполагалось, что он будет снабжаться водой реки Урк, соединеной каналом с Сен-Мартан.
Кстати, идею этих каналов предлагал еще Леонардо да Винчи, а руки до воплощения этих проектов дошли только у Наполеона. В 1806 году, окончательно отказавшись от идеи построить на месте Бастилии триумфальную арку, он поручил спроектировать монументальный фонтан, который должен был объединить обширные городские и гидрологические работы, предпринятые под его правлением.
Первый камень этого фонтана был заложен буквально через пару месяцев после распоряжений императора - 2 декабря 1808 года, в "годовщину дня коронации" в праздник, посвященный прибытию в Париж вод реки Урк.
Наполеон был тогда в Испании и не мог присутствовать, но он продолжал интересоваться проектом, написав министру 21 декабря:
"Месье Крет, я видел в газетах, что вы заложили первый камень фонтана Бастилии. Я хочу, что бы слон был в середине обширного бассейна, заполненного водой и надеюсь, что он будет очень красив и в таких размерах, что люди смогут посещать башню, которую он будет нести на спине. Пусть все увидят, как слонов использовали в древности. Пришлите мне план этого фонтана".
9 февраля 1810 года вышел новый указ, в который были добавлены дополнительные сведения: "На площади Бастилии будет установлен фонтан в форме бронзового слона, вылитый из оружия, изьятого у повстанцев-испанцев; этот слон будет снабжён башней, как это делалось в старые времена, и вода будет бить из его хобота. Будут приняты все необходимые меры для того, чтобы этот слон был закончен и установлен ко 2 декабря 1811 года".
А здесь мы можем вспомнить пословицу про "наполеоновские планы", потому что ничего из этого не было сделано. На постаменте, приготовленным для грандиозного фонтана установили Июльскую колонну в память о трёх днях июльской революции, когда французы сместили одного короля на другого. Последний так плотно завернул бунтарям гайки, что смог править почти в два раза дольше, чем Наполеон.
Гипсовая модель наполеоновского слона, разрушаясь, стояла рядом в воздвигающейся колонной новых правителей и это было жалкое зрелище, которое очевидец событий Виктор Гюго, опишет лучше меня:
"Иностранцы редко осматривали это сооружение, прохожие вовсе не смотрели на него. Слон разрушался с каждым годом; отвалившиеся куски штукатурки оставляли на его боках после себя отвратительные язвины. "Эдилы", как выражаются на изящном арго салонов, забыли о нём с 1814 года. Он стоял здесь, в своём углу, угрюмый, больной, разрушающийся, окружённый сгнившей изгородью, загаженный пьяными кучерами; трещины бороздили его брюхо, из хвоста выпирал прут от каркаса, высокая трава росла между ногами. Так как уровень площади в течение тридцати лет становился вокруг него всё выше - благодаря медленному и непрерывному наслоению земли, которое незаметно поднимает почву больших городов, - то он очутился во впадине, как будто земля осела под ним. Он стоял загрязнённый, непризнанный, отталкивающий и надменный - безобразный на взгляд мещан, грустный на взгляд мыслителя. Он чем-то напоминал груду мусора, который скоро выметут, и одновременно нечто исполненное величия, что будет вскоре развенчано."
Таким образом, надеюсь, плавно подвести этот парижский пост к следующему. Будет он о женщинах Гюго.
Фотографии из личного архива автора
Из Франции, ваша @vpervye1