Немного про египетский кинематограф
Aвторская статья @tatioberegova для сообщества "Русское зарубежье" @vp-zarubezhje, в рамках проекта @vox-populi.
Если вы никогда не видели египетского кино, то представьте себе индийский фильм, только в разы хуже, без ярких песен и танцев, без съемок красочной природы — получится полное представление о современной кинематографии Египта! Ни в коей мере не хочу обидеть любителей «Боливуда», просто у меня возникла подобная аналогия, когда по-воле судеб, я попала на египетскую съемочную площадку. Нет, конечно есть у них исторические сериалы,
рассказывающие о жизни древнего Египта
и фильмы повествующие о быте начала прошлого века
— такие пользуются большой популярностью не только на телевидении этой страны, но и закупаются для трансляции странами Ближнего востока и Азии. Скорее всего теми, у кого с кинематографом совсем «беда» :).
Есть много комедийных фильмов. Опять же, на мой взгляд несколько наивных, но горячо любимых в арабском мире. Когда вымысел местных сценаристов иссякает — делают ремейки известных фильмов. На моей памяти «Ночь в музее», «Тутси», «В джазе только девушки». Даже «Москва слезам не верит» попала в этот список.
Отдельную нишу занимают картины с участием Аделя Имама. Популярность этого актера в Египте несравнима ни с одним известным мне представителем киноиндустрии! Аделя Имама здесь боготворят. Правда и фильмы у него в основном добрые, веселые и смешные, понятные даже без перевода. В междугородних автобусах часто показывают, поэтому я имею представление.
Впервые меня пригласила для участия в съемках египетского фильма одна моя знакомая. Это было в период, когда я еще не работала гидом и времени было хоть отбавляй. Светлана была, да и есть замужем за актером одного из Каирских театров, который частенько снимался в эпизодических ролях различных комедий. Он и привел ее на Центральную студию телевидения для участия в массовках, а в последствии уже она сама стала приглашать европейцев, иногда требующихся для съемок.
Я поинтересовалась, что необходимо иметь при себе и Светлана сообщила, что если я не хочу одевать грязные студийные костюмы, то нужно взять вечернее платье и туфли на высоком каблуке.
В назначенный день, я с дорогущим "суарэ" и туфлями, привезенными из Франции, пришла на студию. Стилисты тут же утвердили мой наряд
и отправили к визажистам, после которых я умылась и накрасилась по-человечески. Уж больно «боевую раскраску» изобразили они на моем лице — что-то среднее между макияжем племени Тумбо-Юмбо и женщины с пониженной социальной ответственностью :).
Нас пригласили в павильон и расставили парами у фуршетного стола, выдав каждому по бокалу с соком, имитирующим вино. Снимали сюжет для очередного сериала, что-то про времена английского протектората. Сделали пару пробных дублей. По плану один из главных героев должен был прыгать через нас, сбивая стол с закусками. И потом режиссер сказал по-английски, что сейчас будут снимать «в чистую», сцена будет снята одним кадром, потому как перевернутый стол уже не восстановить.
После слова «action» мы, мило улыбаясь, изображали английскую интеллигенцию и беззвучно общались, делая вид, что разговариваем. Как вдруг! Раздался страшный взрыв, повалили клубы дыма, стали рушиться декорации и на нас посыпались пыль, песок и фрагменты картона. Актер рухнул вместе со столом, с грохотом перевернув всю посуду. Все бежали, кричали - царила атмосфера ужаса. Я (на переднем плане перед камерой) стояла как вкопанная, вытаращив глаза и пытаясь сообразить, что происходит, склонялась к мысли, что наверное это землетрясение. Кто-то схватил меня за руку и потащил к выходу... И тут мы услышали «cut»… и бурные аплодисменты!
Оказалось, что съемочная группа, для получения в кадре естественной реакции, решили не предупреждать участников массовки о том, что пиротехниками заготовлен взрыв и огромный вентилятор будет на нас раздувать мешок с мелкой цементной пылью…
Кто-то рыдал, кто-то матерился, у египетских барышень случилась истерика. Света, которая по сюжету сидела на банкетке, так же как и я решила, что началось землетрясение, опустила голову на колени и накрыла ее руками, как учат в самолете. Так и осталась она в этом положении, сидя в облаке пыли среди разгромленных декораций! Вид у нас был еще тот!
Я не говорю о лице и волосах, которые потом долго еще нуждались в чистке и тщательном уходе, а вот платье и туфли были испорчены напрочь! Получив за съемки свои 50$, я потеряла наряд, стоимостью более 350 и приобрела урок на будущее — для участия в съемках брать одежду, которую не жалко.
Как не странно, по этой вот естественной реакции меня заметил один из местных «импресарио». И когда проходил кастинг для участия в эпизодической роли у режиссера Юсефа Шахина, меня утвердили с первого раза. Помогло знание английского и арабского, я думаю.
Юсеф Шахин — один из всемирно известных режиссеров, удостоенный премий Каннского и Берлинского кинофестивалей. Именно он открыл миру киноискусства Омара Шарифа, в далеком 1954 году. Египтянин по происхождению и гражданин Франции по паспорту, Юсеф Шахин прошел обучение в Американской академии киноискусства, кстати Стивен Спилберг был его сокурсником и в 2004 мой сын сыграл эпизодическую роль - молодого Стивена в одной из картин Юсефа Шахина. Участвовать в фильмах этого режиссера было интересно и почетно.
Потом я работала туристическим гидом и времени на съемки практически не было. Но иногда, когда приглашали для участия в небольших ролях за сумму, превышающую зарплату экскурсовода — с удовольствием соглашалась.
А после фильма режиссера Саида Хамеда «Шорты, майка, бейсболка» - я стала практически «звездой» в нашем районе :-). Местные ребята по несколько раз ходили на просмотр этого фильма и в кинотеатрах, на кадрах с моим участием, кричали: «Это наша соседка! Мама Игоря!» После того, как фильм вышел в телевизионный прокат — стало еще веселее. Начали узнавать в такси, магазинах и на рынках. Было очень неловко!
Однажды я ехала на автобусе в Александрию, и с ужасом заметила, что по монитору начинают демонстрировать один из фильмов с моим участием. Причем моя сцена была в самом начале. С соседних мест стали на меня показывать пальцем, а некоторые, особенно любопытные, приходили с конца автобуса, чтобы убедиться — я это или не я. Три часа пути прошли с «опущенной головой и в темных очках».
В фильмах Аделя Имама я тоже поучаствовала (на первой фотографии - рабочий момент одного из фильмов). Смешной случай произошел, когда после одного из съемочных дней, Мистер Адель с операторской группой обратился к директору компании, в которой я работала гидом, с просьбой аренды помещения, необходимого для нескольких кадров в их комедии. Весь офис стоял на ушах — Адель Имам собственной персоной! И даже наш важный директор, крупных габаритов мужчина, сразу стал каким-то маленьким и шел, сопровождая актера по залам, чуть ли не на полусогнутых. А когда вдруг Адель увидел меня и кинулся обниматься, как со старой знакомой, наш египетский коллектив попадал в обморок. И потом, просили у меня автограф, из-за этого знакомства :). В последствии, когда к директору нашей компании приходили высокопоставленные гости — он всегда приглашал меня (как клоуна, ей Богу) и хвастался: «Это же Тати! Узнаешь?»
Самое интересное - я не видела ни одного фильма со своим участием, (кроме того, в автобусе, но и его я не смогла посмотреть, потому, что сидела с опущенной головой), потому как египетское телевидение не смотрю вообще. И есть только один маленький кусочек из фильма « Жених из Мен Амина» с Аделем Имамом, который мне когда-то вырезали и прислали коллеги по работе в туризме. (Фрагмент с моим участием посмотреть на странице в ФБ).
Вот такая забавная и разнообразная жизнь у египетских резидентов!
Из Египта, @tatioberegova
Все фото из личного архива автора