Свадьба Ив Монтана в "Золотой Голубке", Тропа Шагала и прочие достопримечательности маленькой деревни
Статья @irinadob550 для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.
У деревни Сент Поль де Ванс нет титула самой красивой деревни Франции - зачем ей титул, если здесь жил Шагал? Сюда и так едут паломники и поклонники со всего мира. Да, и не деревня это, оказывается, представляете?
Французы называют ее коммуной, англичане и немцы - городом. Маленький, в любой конец за полчаса дойдешь, а вот поди ж ты - город! Население всего три с половиной тысячи человек, машины по улицам не ездят - а как? Так что в моем рассказе он будет деревней.
Сент Поль де Ванс был целью второго выбора, сюда мы собирались ехать уже после того, как Ванс - город Матисса, посмотрим. Художники как будто делили между собой эти средневековые местечки: здесь Ренуар творил, здесь - Шагал, здесь - Матисс.
В Сент Поль де Ванс бывали или жили Хаим Сутин, Модильяни, Фернан Леже, Жан Кокто, Анри Матисс, Марк Шагал, Утрилло... Когда они стали знаменитыми и прославили деревню, сюда нагрянули другие знаменитости: Софи Лорен, Бриджит Бардо, Катрин Денев, Грета Гарбо, Сартр... Здесь, в отеле “Золотая Голубка” поженились Симона Синьоре и Ив Монтан!
Вот в таком замечательном месте мы провели целый день, потому что делить его с другими, не менее замечательными местами, было нереально - одного дня точно бы не хватило.
** Добраться сюда можно только на машине или рейсовым автобусом. Автобусом хоть и дольше, но проще - номер 400 отходит от Английской набережной, ехать примерно час.** Конечно, это долго для тридцати километров пути, но билет стоит всего полтора евро! Кстати, подорожало, пару лет назад стоил евро.
Вчера была прекрасная погода, ничто не предвещало дождя. Но выходя из отеля, я взяла с собой солнечные очки и забыла зонтик - беспроигрышная комбинация, гарантирующая, что дождь будет идти непрерывно!
Он и начался практически сразу, как мы сошли с автобуса. Причем до конечной, до Ванса, мы не доехали, поддались стадному инстинкту и вышли со всеми пассажирами на предпоследней остановке. Глянули на гору и поняли, что вышли не зря. Не знаю, как выглядит Ванс, но то, что было перед нами - это нечто!
Значит, Матисс и Ренуар - в следующий раз или не знаю. Ренуар тоже жил неподалеку, указатель к его дому-музею мы видели по дороге.
Сама дорога была скучная и сонливая, автобус ехал неторопливо по каким-то сельскохозяйственным угодьям, кланяясь каждому столбу. Ну, совсем не гламурная Франция! Поэтому мы как сошли, сразу отправились взбадриваться кофе.
На Лазурном берегу подходящие для взбадривания заведения возникают сразу, как только захочешь чего-нибудь выпить. И это будет если не Мишлен, то обязательно “Гид Мишлен рекомендует”, во всяком случае, у нас сложилось такое впечатление. Вот и сейчас наклейку на двери увидели.
Хозяин за нами аж на крыльцо выскочил! Узнав, что нам надо только кофе, разочарования не показал, а усадил за специальный кофейный столик в специальный кофейный уголок у самого входа - для тех, кто не обедает, так сказать. Кофе принесли, где кофе, там и крем-брюле.
Заодно мы расспросили хозяйку, как лучше пройти к музею Fondation Maeght. И чтобы дорога была та же самая, по которой Шагал ходил! Как подумаешь, так это не так уж давно было, Марк Шагал в 1985-м умер... Последних двадцать лет своей жизни он провел здесь, среди этих гор и каменных построек.
Эта живописная дорожка и есть тропа Шагала, по-настоящему она называется Chemin St-Claire. Найти ее очень просто - как увидите часовню слева от ресторана напротив автобусной остановки, так поворачивайте направо и идите в гору.
Главное, не перепутать и не выбрать соседнюю асфальтированную улицу, на которую вас отправляет указатель. Он тоже доведет вас до музея, но уведет от покоя узенькой улочки, вымощенной камушками, как затейливая мозаика.
На этой улице есть еще две часовни, около каждой - таблички с репродукциями картин, которые Шагал писал, стоя именно на этом месте, рисуя именно этот пейзаж.
Часовня заперта, но спасибо “культурным вандалам” за дыру, проделанную в металлической сетке, натянутой на оконный проем. Стекла там вообще нет, так что можно все хорошо рассмотреть и сфотографировать.
Художники, писавшие фрески в этих часовнях, мне неизвестны, и никакой информации о них я не нашла. Явно не древние и не знаменитые, и уж точно не Шагал. Но так все в тему и в настроение, что хочется молчать и, наверное, плакать. Но вместо меня плачет дождь, и пальто от этого становится тяжелым и мокрым.
Вот еще одна часовня и еще одна картина. Дымки от редких обитаемых домов мягко вливаются в пейзаж.
Первый раз я увидела Шагала в Нью-Йорке в музее Гугенхайма. Я оттуда мало что помню: террасы винтовые по периметру - страшно неудобные! Они заставляют все подряд смотреть, а я все подряд не люблю, я выборочно люблю. Но из всего виденного запомнился Шагал. Не скажу уже, какая-то была картина, что-то с большим зеленым козленком посередине, и все летят. Ну, это-то как раз ничего особенного, у Шагала все летят - и дома, и люди, и собаки…
Дорога очень узкая, но гаражи около домов есть. На мой вопрос, как же они тут проезжают, ответ был получен практически сразу: еле удалось в какую-то нишу в горе втиснуться, пропуская сверкающий “Ягуар”!
Все, кончилась тропа, недлинная она совсем. Мы пришли к зданию музея - сами создатели называют его “воплощенным синтезом архитектуры и произведений искусства, где каждая скульптура - часть композиции”.
Меняются ли экспонаты сада, я не знаю, надеюсь, что нет. Экспозиция же внутри музея меняется довольно часто.
В музее собраны картины и скульптуры, относящиеся к 20-му веку, все они принадлежат Fondation Maeght. Эта коллекция считается одной из самых лучших частных коллекций в мире!
Создатель фонда Эме Маг (Aimé Maeght) - известный французский галерист, коллекционер, торговец и издатель. До того как построить музей в Сент Поль де Ванс, он открыл художественные галереи в Париже и Барселоне, что позволило ему подружиться со многими художниками. В 1964-м году, при поддержке министерства культуры, он начинает новый проект. Уникальность его в том, что это был первый музей во Франции, организованный при участии самих художников. В фонде примерно 10 тысяч экспонатов, каждый год его посещает до 200 тысяч туристов.
Экспонаты все очень интересные и разные, но запоминается почему-то не полотна Шагала и Кандинского, а какая-то глупость, которая вызвала совершенно непристойную в музее, почти детскую радость. Ни за что не догадаетесь, как называется эта скульптура! “Мертвый Кролик”!
Много положительных эмоций вызвал и этот зубастик.
Если бы еще не дождь! Он почти помешал нам полюбоваться садом. Все выходы на террасы были из-за него закрыты, и разочарованные люди, постояв у стеклянных дверей, шли дальше. Мы тоже были разочарованы, но смелость, да еще извечная наша привычка искать обходные пути, помогла найти выход из ситуации. Долго ли разобраться, как там эти двери блокируются? Вышли, постояли на крыше и открыли возможность выхода для других. Сами же пошли в тепло, оставив их мокнуть под дождем.
Эта выставка через две недели закрывалась. Какие картины придут на место этих - не знаю, но “наши” не уйдут в запасник, а отправятся в другие музеи Франции. Экспозиции постоянно меняются, так что придя в очередной раз в музей, вы обязательно увидите совершенно новые работы.
В деревню мы возвращались другим путем, чисто для разнообразия.
На юге Франции таких средневековых деревень - чуть ли не на каждой второй горе. Ну, ладно, на пятой, все равно много. Эта - ничем от других бы не отличалась, если бы в 20-х годах 20-го века ее не сделали бы своим пристанищем тогда еще нищие великие художники.
Поселение возникло на рубеже 8 и 9-го века, когда жители береговой зоны, которым надоели постоянные нападения сарацинов, бросили свои дома и углубились искать убежище в горы.
Крепостную стену возвели в 1537-1547 гг. по велению Франциска Первого. При строительстве пришлось снести 700 домов, пострадавшим предоставили жилье в соседней деревне La Colle.
И с тех пор ничего не изменилось!!!
Здесь нет ни одной дороги, где могла бы проехать машина, разве что по периметру вдоль крепостной стены. В деревне есть единственная центральная улица Grande, где расположены картинные галереи и сувенирные лавки.
И вообще, “цивилизация” кончается у гостиницы “Золотая Голубка”. Ей повезло, хотя хозяин в свое время не догадывался об этом и думал, что занимается чистой благотворительностью. Дело в том, что вся эта нищая художественная братия, совсем еще не знаменитая, выбрала “Голубку” своим пристанищем. Вечно без денег, они расплачивались за еду картинами. Те и сейчас висят на стенах отеля, сделав его владельцев мега богатыми!
Привлеченные громкими именами и славой, сюда устремились и другие знаменитости, редкий Каннский фестиваль проходит, чтобы его участники не отметились в ресторане гостиничного сада.
Жить, говорят, здесь не так комфортно, знатоки предлагают другое место для ночлега - отель Le Saint Paul, 5 звезд!
Жаль, открыт отель только летом, не судьба нам переночевать всего за 630 евро в маленькой сюите. Колорит впечатляет, конечно, но цены - не меньше!
Через пару сотню метров от отеля мы набрели на местное кладбище. Мы собирались его посетить, но специально не искали - найдем, так найдем. Маленькое, находится за крепостной стеной, как положено.
Здесь нашел свой последний покой Марк Шагал и те сподвижники, что музей и художественный фонд основали - Эме Маг и его жена Маргарита.
Могилу Шагала мы не нашли, пока не обошли все кладбище. Вот она, ее номер - 152, находится справа от входа. Вместе с художником похоронена его жена Валентина - Вава, и ее брат Михаил Бродский.
Камешек мы почему-то не положили, и без нашего много было. Если бы были васильки...
Марка Шагала, загадка Шагала -
рупь у Савеловского вокзала!
У самой крепостной стены была пристроена какая-то прогулочная галерейка. Впрочем, вряд ли только прогулочная, наверняка с какими-то древне-военными целями. И строилась она точно в то далекое время, когда французы, и без того невысокие, были еще меньше. Если на эту галерейку подняться, то дорога в бездну будет где-то на уровне бедер.
Ну её, скользко. И мы пошли теряться в лабиринте узеньких улиц.
Интересен был каждый дом, хотя до самого главного, того, что построил для себя Шагал, мы не дошли. Зато увидели ателье возлюбленной Матисса, его музы. Как и тогда, здесь находится парфюмерный магазинчик.
Кстати, когда я писала в поисковике “муза Матисса”, то он выдал только один результат: Лидия Делекторская. Отсюда следует вывод, что у Матисса этих муз было несколько!
Впереди нас бежала собачка, из местных. Деловая, без хозяина погулять вышла, обссыкала все столбы, углы и, увы, оставленные у входов в магазины зонтики.
Два мальчика увидели, что песик сотворил с их имуществом, и начали громко и обиженно сокрушаться, пытаясь стряхнуть с зонтов невидимые капли.
Из сувениров мы купили только соль с травами Прованса и еще с трюфелями, для рыбы. Та, что с трюфелями, была страшно дорогая - 20 евро за сто грамм! Дома с ней рыбу приготовила - вообще не пахнет трюфелями, одной только рыбой!
Из того, что выделялось из старинного каменного ряда, запомнились еще этот крупный маляр в розовом…
И корейцы. Его я сегодня уже видела. Боря, мой муж, ушел вперед, а я фотографировала что-то и отстала от него. Видок у меня был еще тот после трехчасовой прогулки под дождем, вымокла я капитально. Поэтому какой-то мужчина под красным зонтом азиатской наружности, глядя на меня рассмеялся и спросил, как может взрослая женщина гулять в такую погоду без зонта? Я в ответ сказала что-то остроумное про солнечные очки, и мы разошлись.
А потом мы на автобусной остановке встретились, вместе автобуса ждали - он с женой и мы. Разговорились, оказалось, это корейцы - южные, уточнил он. Учились оба в Штатах, там и работать остались. Ученые, преподают в Вашингтонском университете. Мы болтали о Питере, о Корее, детях. Потом он сказал, что еще погуляет с женой - до автобуса полчаса оставалось, оставил нам свой зонт на случай, если мы тоже пройтись захотим, и сказал, что мы вернем его в автобусе.
Кстати, задачка. С какой долей вероятности попадет в туалет нагулявшийся по деревне и выдувший пять чашек кофе или чая, чтобы согреться, турист, если дверь туалета открывается только при условии закидывания туда монет номиналом по 20 центов на сумму 1 евро? У нас шансов не было, как и мелочи в кошельке. Пошли опять в кафе, спасибо корейцам за зонт!
Их мы больше не увидели, кроме как в автобусе, конечно. Мы постарались не опоздать на него, надо же нам было зонт вернуть.
Пока, следующий рассказ про Монако будет, мы туда завтра поедем!
Фотографии из личного архива автора
С приветом из Франции, ваша @irinadob550
—
Воспользуйтесь платформой Pokupo.ru для монетизации творчества. Без абонентской платы и скрытых платежей, взимается только комиссия с оборота. При обороте до 30 тысяч рублей можете работать вообще без комиссии.
С Pokupo начинать бизнес легко!
По всем вопросам - к @ivelon. Или в телеграм-чат сообщества Pokupo.