[Величайшие художники Италии] Фрески Джотто - предтечи ранней эпохи Возрождения
Статья @yurashka1312 для сообщества "Русское Зарубежье" @vp-zarubezhje.
Вашему вниманию предлагается цикл статей по истории изобразительного искусства Италии в наиболее значимую эпоху Возрождения/Rinascimento/Renaissance.
Продолжение, начало читайте тут.
Пришествие ранней стадии Ренессанса, так называемого Проторенессанса, как переходного периода между Средневековьем и Возрождением, совсем не случайно свершилось в Италии. Именно в Италии с огромным наследием античной архитектуры и искусства на подготовленной почве и проросла культура Ренессанса.
И одной из первых ключевых фигур стадии Проторенессанса, как предтеча эпохи раннего Возрождения стал уже упомянутый ранее итальянский художник и архитектор Джотто ди Бондоне (1266-1337).
**
Джотто ди Бондоне или просто Джотто родился в 1266 г. в флорентийском пригороде Веспиньяно/Виккьо в семье кузнеца. Юный Джотто был учеником маэстро живописи Чимабуэ и скоро превзошел своего учителя. Джотто состоял в браке с Чиутой ди Лапо, и у них вскоре родились 8 детей, а 2 сыновей стали художниками.
Именно Джотто по праву считается прародителем итальянского Возрождения, который первым отошел от уже устоявшихся канонов средневекового и византийского искусства. После знакомства с творчеством римского художника П.Каваллини (1240-1330), специалиста по мозаикам и фрескам, о судьбе которого известно мало, у молодого Джотто выработалось его видение и методика работы с фресками.
Первым заметным объектом его мастерства стала роспись капеллы Скровеньи в Падуе в 1304-1308 гг. С 1310 г. 43-летний Джотто работал в родной Флоренции, украшая росписью алтарь церкви OgniSanti (Всех святых), которая является сейчас важнейшим экспонатом галереи Уффици во Флоренции.
Впоследствии он также расписал ещё ряд капелл Флоренции, но из-за примененной им техники All-secco/Всухую эти фрески плохо сохранились. В 1328-32 гг. зрелый мэтр Джотто был приглашен королем Неаполя Анжуйским для росписи королевского замка и капеллы, но опять его сухие фрески не сохранились. В 1334 г. мэтр возвращается во Флоренцию и занимается строительством Campanilla/Колокольни, символом самой Флоренции.
Джотто скончался в самом начале 1337 г. на 71 году жизни во время работы над фреской «Страшный суд». Джотто был похоронен в главном Соборе Санта-Мария-дель-Фиоре. Его сыновья Донато и Франческо стали художниками как ученики отца, но не обрели особой славы как живописцы.
В чем же заключалась новизна метода Джотто на пороге XIV века, отошедшего от византийской традиции в иконописи, и ставшего прародителем не только итальянской живописи, но и современной европейской школы живописи? Разительная демонстрация нового метода произошла в Падуе в капелле Скровеньи, где множество посетителей было поражено объемностью и красочностью изображения фресок по сравнению с византийской плоской иконописью.
Вот пример типичной византийской иконы-фрески XIII в. в римском монастыре Santi-Quattro-Coronati/4 коронованных святых работы неизвестного мастера:
**
Плоские символические лица-лики, фигуры статичны, всадник с конем в непонятной воздушной подвеске, архитектура больше напоминает игрушечную, духовный символизм затмевает человеческую суть. А вот это первый пример фрески Джотто в каппеле Скровеньи в Падуе под названием «Воскрешение Лазаря»:
**
Впервые Джотто отошел от плоскостности субъектов изображения, фигуры изображены в динамике движения и в эмоциях, мэтр старается уйти от символичности икон и придать максимальную правдивость его образам.
**
Ещё один пример максимальной достоверности изображения на фреске «Встреча у золотых ворот» в той же капелле, достоверный сюжет встречи родителей святой Марии на пороге важного события – рождения дочери, с самым нежным объятием и поцелуем. До Джотто такой чувственной композиции никто не добивался, да и само понятие композиции до него не существовало, тем более со смещением главных персонажей от центра изображения, как предписывали средневековые каноны.
**
На примере другой фрески из той же капеллы «Бегство в Египет» обращает на себя голубой небесный фон, как и на многих других его фресках, где Джотто окончательно уходит от золоченого фона, привычного для средневековья. И такой фон обозначает уход в 3-мерное изображение, причем кони со всадниками уже более не парят в воздухе, да и сами библейские сюжеты становятся приземленными и достоверными.
**
Очень характерная фреска из той же капеллы в Падуе – это «Поцелуй Иуды», сцена предательства перед пленением Христа, и тут надо обратить внимание на детальное изображение главных персонажей – красивого и благородного Христа и уродливого изображение подобострастного предателя. Именно этим изображением главных библейских персонажей Джотто как бы узаконил их на весь период Возрождения, тут достаточно вспомнить, как был изображен Иуда гением Леонардо в знаменитой миланской «Тайной вечере».
**
А это одна из самых поразительных работ мэтра Джотто из той же коллекции в Падуе «Оплакивание Христа». Это не просто символические изображение, а самая настоящая драматическая и скорбная композиция. И здесь всё настолько достоверно изображено, что комментарии, как говорится, совершенно излишни.
**
Статуя Джотто ди Бондоне установлена в родной Флоренции в знак глубочайшего уважения к мэтру в нише пилона первого этажа знаменитой галереи Уффици. По существу именно Джотто опередил на 150 лет эпоху Возрождения в итальянском искусстве.
Его творения вызвали сногсшибательный интерес со стороны публики и со стороны знатоков и будущих великих мастеров этой знаменательной эпохи. В то время его творений он был практически в одиночестве и никто не смог подхватить его творческий порыв. Но это было сделано его последователями.
Знаменитый писатель-новеллист Джованни Боккаччо (1313-1375), достигший 24-летия к моменту ухода мэтра Джотто, как то высказал о нем весьма характерную мысль: «Джотто вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное…». На мой взгляд, лучшей оценки роли великого мэтра Джотто не существует.
Продолжение следует.
Искренне ваш, @yurashka1312