Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
5 лет назад

[Величайшие художники Италии] Гений Микеланджело Буонарроти. Окончание

Статья @yurashka1312 для сообщества "Русское Зарубежье" @vp-zarubezhje.


Вашему вниманию предлагается цикл статей по истории изобразительного искусства Италии в наиболее значимую эпоху Возрождения/Rinascimento/Renaissance.

Продолжение, первая часть тут, вторая тут, третья тут и четвертая тут, пятая тут, шестая тут, седьмая тут, восьмая тут, девятая тут, десятая тут и одиннадцатая тут.

Мэтр Микеланджело с 1524 г. в течение 10 лет по заказу герцогской семьи Медичи в качестве архитектора проектирует и строит монументальную частную «Библиотеку Лауренциану» (по имени Лоренцо I Медичи, во время правления которого частная библиотека, созданная самым первым правителем Флоренции Козимо Медичи Страшим, была значительно пополнена.

По ходу перестройки библиотеки Микеланджело детально продумывал все мелочи шикарного интерьера, включая прекрасный резной потолок из деревянных панелей. И параллельно он также продолжал работать с любимыми скульптурами для гробниц герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи в их фамильной капелле в соборе Сан-Лоренцо.


**

А в 1537 г. Микеланджело опять оказывается в Ватикане, где он в течение 4 лет завершает грандиозную роспись потолочного фонаря Сикстинской капеллы, спустя 25 лет масштабной фреской над алтарем под символическим названием «Страшный суд». Это творение на тему второго пришествия Христа и апокалипсиса многие эксперты посчитали завершающим творением эпохи Высокого Возрождения.

Рассказывать об этом грандиозном творении очень трудно, ЭТО НАДО ВИДЕТЬ СОБСТВЕННЫМИ ГЛАЗАМИ. Без вариантов!


**

После завершения работы в Ватикане Микеланджело продолжает работать в Риме в качестве архитектора и для нового папы римского Павла III (а всего мэтр поработал на 9 из 13 римских владык за его долгую жизнь в творчестве) создал новый фасад в папском дворце Фарнезе. А также перепроектировал полностью новый интерьер Капитолия.

Он рвался вернуться на старость в родную Флоренцию, но его удерживало в Риме тщеславие - он хотел стать главным зодчим кафедрального собора Святого Петра. И он им стал, создание купола для этого собора - для него было вершиной творческих устремлений.

Получив полное доверие от папы римского, мэтр в личном контракте на строительство купола собора указал, что он будет трудиться исключительно из любви к Богу и без оплаты его труда. До Микеланджело над проектом купола работали 3 архитектора, и мэтр сохранил начальную концепцию кольцевого барабана. Это был уникальный яйцевидный купол высотой 138 м с шириной 41,5 м, третий по ширине купол в Италии.

Но Микеланджело не успел завершить работу нал куполом, скончавшись в 1564 г., его проект уже закончили помощники и ассистенты в строгом соответствии с указаниями мэтра и под контролем очередного нового папы римского.


**

И еще одно творение Микеланджело осталось незавершенным и хранится именно в неотделанном виде в музее замка герцогов Сфорцеско в Милане – это третья версия статуи «Пьета», называемая чаще по имени музея Ронданини, где она была выставлена после смерти мэтра. И это реально последнее его творение, над которым он трудился в свободные от строительства купола часы в своей мастерской за 6 дней до смерти...

Но примерно на 10 лет раньше в 1547-55 гг. мэтр создал групповую концепцию «Скорбь» из 4 фигур и изображением фигуры Христа на руках Бога-отца, Богоматери и святого Никодима. Эта групповая скульптура украшает кафедральный собор родной для мэтра Флоренции Санта Мария дель Фиоре:


**

Что касается незавершенного творения – то творческий поиск Микеланджело наилучшей концепции Великой Скорби вновь вернул его к 2 фигурам, слитым воедино, в трагических удлиненных пропорциях обреченности. А по существу эта скульптура выражала именно то, что чувствовал сам мэтр с приближением смерти, он как бы прощался с жизнью, и это было чувство одиночества и обреченности на смерть.

За несколько дней до кончины он почему то захотел изменить пропорции скульптуры, но успел изобразить только одну руку рядом. Эта «Пьета Ронданини» так и осталась незавершенной и необработанной как память об ушедшем мэтре....


**

Микеланджело скончался 18 февраля 1564 г. в Риме, не дожив ок. месяца до 89-летия, в присутствии врача и племянника, названного кстати Леонардо. Мэтр успел сделать имущественное традиционно немногословное завещание: "Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным". Микеланджело гениален всегда, он им остался даже на смертном ложе. Просто гений!

Ватикан хотел похоронить гения в Риме, выделив место под его гробницу. Его тело временно расположили в церкви Свтых Апостолов. Но через месяц его тело тайно вывезли во Флоренцию, где он был торжественно погребен в церкви Святого Креста рядом с могилой Макиавелли. Оба гения похоронены рядом, всё правильно и справедливо.


**

Его надгробие 1578 г. установки между 2 алтарями церкви Св.Креста было спроектировано архитектором Джованни Вазари с участием 4 скульпторов, включая Баттиста Лоренци (1527-1594), автора мраморного бюста Микеланджело. Саркофаг из многоцветного мрамора окружен 3 аллегорическими фигурами-нимфами – Живопись, Скульптура, Архитектура. По углам саркофага приведены 2 герба - семьи Буонарроти Симони и родной для мэтра Академии искусств Флоренции.

В жизни гения была всего одна женщина, моложе его на 14 лет, вдова маркиза Пескары Виттория Колонна, она появилась в жизни 61-летнего мэтра и вскоре заслужила его уважение как поэтесса, они встречались, расставались и активно переписывались, их переписка была потом опубликована. Более того, именно Виттория занималась стихотворным наследием Микеланджело, в творческом багаже которого сохранились ок. 300 стихов и сонетов. Мэтр писал стихи с детства, но в 1518 г. он сжег бОльшую их часть. Лишь отдельные его стихи были всё же опубликованы с помощью инициатив Л.Риччи и Виттории.

Но после их смерти мэтр отказался от публикаций, посчитав это чрезмерным тщеславием. Первый сборник его стихов опубликовал в 1623 г. его племянник, также и немецкие издатели пытались опубликовать его отдельные стихи. Зато стихи Микеланджело были положены на музыку немцами Р.Штраусом, Х.Волем, Б.Бриттеном, как песни и сонеты. А наш Д.Шостакович в 1974 г. написал сюиту для баса и фортепьяно на основе 8 сонетов и 3 стихов гения Микеланджело...

Таким многообразный был более чем 75-летний творческий путь Микеланджело Буонарроти, реального гения эпохи самого Высокого Возрождения, оказавшего огромное влияние на всю последующую мировую культуру.

Продолжение следует.




Искренне ваш, @yurashka1312


Торговая платформа Pokupo.ru

0
239.967 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (18)
Сортировать по:
Сначала старые