[Величайшие художники Италии] Рафаэль Санцио
Статья @yurashka1312 для сообщества "Русское Зарубежье" @vp-zarubezhje.
Вашему вниманию предлагается цикл статей по истории изобразительного искусства Италии в наиболее значимую эпоху Возрождения/Rinascimento/Renaissance.
Продолжение, первая часть тут, вторая тут, третья тут и четвертая тут, пятая тут, шестая тут, седьмая тут, восьмая тут, девятая тут, десятая тут, одиннадцатая тут и двенадцатая тут.
Ещё один из четырех самых великих итальянских живописцев эпохи Высокого Возрождения Рафаэль Санти (1483-1520) из умбрийской провинциальной школы, успевший стать за его короткую жизнь мастером ошеломительных творений.
**
Полное имя знаменитого живописца Rafaello Santi da Urbino/ Рафаэль Санти да Урбино, он родился в конце марта 1483г. в маленьком провинциальном городке Урбино в 180 км на юго-восток от Флоренции. Будучи ещё мальчишкой, он потерял родителей, сначала маму Марджи Чарлу в 8 лет, а отца художника Джованни Санти в 9 лет.
Его отец был придворным художником при герцоге Убринском, и первые уроки живописи Рафаэль получил в мастерской отца. Тут он нарисовал первую свою фреску и первую «Мадонну с младенцем», которая до сих пор хранится в его доме-музее в Урбино.
**
А это одна из первых фресок Рафаэля «Хоругвь Святой троицы» (1499-1500).
**
Именно тему мадонн с младенцами молодой художник Рафаэль считал своим любимым сюжетом, и похоже, он ассоциировал изображаемых им с таким трепетом и чувством мадонн с образом рано ушедшей матери. Ещё в родном Урбино и рядом расположенной провинциальной столице Перудже он нарисовал 6 мадонн, а затем уже во Флоренции рисует 20 мадонн, в Риме - ещё 11 мадонн, включая знаменитую Сикстинскую, а ещё 8 мадонн были изображены в его мастерской учениками.
Важнейшим событием для 18-летнего Рафаэля стал переход в мастерскую знаменитого Пьетро Перуджино, он ему открыто подражал в начале их сотрудничества. В 1500-1502 гг. Рафаэль выполняет много заказов вместе с Перуджино в Перудже, Урбино, Сиене, работает над первыми алтарными образами в местных церквях.
В 1502 г. он написал известный образ «Мадонны Солли».
**
В 1504 г. Рафаэль знакомится с художником Бальдассаром Кастильоне и погружается в религиозную тематику, и начинает писать на эту тему картины «Сон рыцаря» и знаменитую «Три грации» с аллегорическими образами Любви, Невинности и Красоты.
**
Постепенно у 20-летнего Рафаэля появляется свой фирменный стиль и их под его руки начинают появляться первые шедевры, как например полотно «Обручение девы Марии» (1504).
**
В возрасте 21-23 лет востребованность Рафаэль как первоклассного живописца очень больших алтарных полотен возрастает, он пишет одновременно сразу несколько мощных полотен по силе изображения "Мадонна Конестабиле", "Святой Георгий, поражающий дракона", "Портрет Пьетро Бембо" и наконец, "Коронование Марии" для церковного алтаря.
**
В конце 1504 г. Рафаэль переезжает вместе со своей мастерской в благословенную Флоренцию, где он вскоре знакомится с такими мэтрами как Леонардо да Винчи, Микеланджело. Рафаэль тщательно знакомится с их техникой живописи, изучает их первые рисунки и даже их копирует «Леда и лебедь» и «Святого Матфея».
Он вскоре получает заказы на портреты знаменитых персонажей Флоренции, а пишет их под впечатлением от леонардовской Джоконды в похожем стиле. И он вскоре во Флоренции создает своё знаменитое полотно «Святое семейство (или Мадонна с безбородым Иосифом)», которое хранится в музее Эрмитажа.
**
Вдохновленный первым успехом и ростом его популярности во Флоренции, Рафаэль продолжает писать такие же крупные алтарные полотна не только для флорентийских соборов, его слава быстро распространяется и доходит до Ватикана. Кардиналы планируют привлечь Рафаэля исключительно для изображения библейских союжетов, и не только с любимыми мадоннами.
А Рафаэль продолжает писать те самые 20 прекрасных мадонн на любой вкус, на троне с Иоанном Крестителем, с щеглёнком, гвоздиками, под балдахином, и традиционно с младенцами в руках.
Продолжение следует.
Искренне ваш, @yurashka1312