[Великие художники Италии] Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе
Статья @yurashka1312 для сообщества "Русское Зарубежье" @vp-zarubezhje.
Вашему вниманию предлагается цикл статей по истории изобразительного искусства Италии в наиболее значимую эпоху Возрождения/Rinascimento/Renaissance.
Настал черед представить вам ещё одного известного венецианского художника Якопо Тинторетто (1518-1594).
**
Jacopo Robusti /Якопо Робусти, известный венецианский живописец эпохи Высокого Возрождения, родился в сентябре 1518г. Венеции, где он и творил, будучи учеником самого Тициана.
Прозвищем Тинторетто (перевод «маленький красильщик») обязан отцу-красильщику. Обладая ярко выраженным талантом, проявившимся уже при учебе в школе Тициана, после выхода из школы продолжал следовать его учению, и добился сразу большого успеха, действуя под девизом: Рисунок - как у Микеланджело, колорит – как у Тициана.
Успешные полотна начального периода становления художника Тинторетто – это прежде всего, картина «Грехопадение Адама и Евы», которая хранится в Венецианской академии художеств:
**
А грандиозное полотно «Поклонение золотому тельцу», которое сейчас находится в вашингтонской Национальной галерее искусства, очень адресно оно именно там находится:
**
Особое восхищение и блеск вызывали картины Тинторетто «Чудо Св.Марка», «Брак в Кане Галилейской», «Философ Диоген» и «Обретение тела Св.Марка», все эти картины являются экспонатами венецианской Галереи академии и её двух библиотек:
**
Многие картины Тинторетто разбросаны по самым знаменитым музеям Европы – в Вене, Мюнхене, Мадриде, Лондоне, одна из них «Рождество Иоанна Крестителя» является экспонатом Государственного Эрмитажа:
**
Но приобретя четкий индивидуальный стиль, Тинторетто набрал такое число заказов, что начал торопиться, чтобы их все выполнить, начал работать с поспешностью и небрежно, от чего пострадало их качество, не все его полотна были достаточно хорошо проработаны и соответствовали его классу.
Впоследствии Тинторетто переключился на роспись стен и потолочных плафонов в особом стиле масляной живописью. Одна из его замечательных работ в школе Сан-Рокко «Происхождение млечного пути»:
**
Якопо Тинторетто часто и охотно писал портреты с особой выразительностью.
Успешными портретистами стали и его дети, дочь Мариетта и сын Доменико, которые оба учились в мастерской отца и унаследовали его манеру выразительности.
Тинторетто скончался в Венеции 31 мая 1594г. в возрасте 75 лет. В его честь был назван кратер на планете Меркурий.
Теперь представляю другого видного венецианского художника Паоло Веронезе (1528-1588)
**
Paolo Cagliari o Veronese/ Паоло Кальяри по прозвищу Веронезе родился в 1528 г. в Вероне, входившей в то время в состав Венецианской республики. Пятый сын скульптора Габриэля Кальяри, а живописи с детства обучался у дяди, венецианского художника Антонио, который работал в Вероне и Мантуе.
В юности он был подмастерьем у Антонио при росписи нескольких веронских церквей в стиле именно веронской школы с её нежным колоритом, но под очевидным влиянием четких образов Рафаэля.
В 1553г. Паоло Веронезе был приглашен украшать Дворец Дожей в Венеции. Благодаря его длительной работе в дальнейшем в Венеции, он стал одним из виднейших венецианских живописцев. В 1555-56 гг. Паоло был приглашен для росписи ризницы веронской церкви Св.Себастьяна, и до 1570г. он часто привлекался для работ в этой церкви и монастыря при ней.
Впоследствии Паоло был удостоен чести быть погребенным в этой церкви в знак признательности к его вкладу в её украшение.
Самая замечательная фреска работы Веронезе в этой церкви является «Коронование Пресвятой Девы»:
**
В 1566г. Паоло женился на дочери своего учителя Антонио, у них вскоре родились 2 сына Карло и Габриеле.
Паоло приглашался также для росписи фресок в Риме, а потом для росписи в церкви Св.Вероники в городке Мазер около Виченцы. Именно эти росписи в Мазере впоследствии исследователи его творчества оценили как первые примеры импрессионизма.
Во многих его работах на евангельские мотивы Веронезе своеобразно и очень смело соединил библейское содержание с венецианскими интерьерами и одеждами. Из картин на эти сюжеты можно упомянуть «Похищение Европы»:
**
В зрелом возрасте художник Паоло Веронезе изящно соединяет богатый сюжетный замысел с теплотой используемого им красочного колорита, как в картине «Отдых на пути в Египет»:
**
Большое впечатление произвели работы Веронезе при росписи венецианских дворцов, особенно во Дворце дожей, как одна из самых фундаментальных картин «Битва при Лепанто 1571г.» в зале Большого Совета:
**
А в 1573г. Веронезе даже пострадал из-за творчества, он был обвинен судом инквизиции за допущенную им неточность, но он сумел оправдаться только после внесения исправлений в картине.
Паоло Веронезе умер 19 апреля 1588 г. в возрасте 60 лет в Венеции от воспаления легких, и был похоронен в той самой церкви Св. Себастьяна.
Его сыновья Карло и Габриеле вместе с братом Паоло образовали товарищество-мастерскую художников под названием «Наследники Паоло». Но, при наличии унаследованной от Паоло манеры письма, они, к сожалению, не унаследовали его таланта и не достигли ожидаемых высот в их творениях.
Продолжение следует.
Искренне ваш, @yurashka1312