Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
7 лет назад

Великий Гойя как зеркало Испании 18 века

Статья @katiagonzalez для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.


Чем больше читаю про историю Испании, тем интереснее становится. Некоторые скажут, что история - это скучно: много дат, непонятных, уже несуществующих названий и странных имен. Я соглашусь, НО если в историю внести одного главного героя - получится захватывающее чтиво!

Сегодня я расскажу вам про Испанию 18 века и большую личность - Франциско Гойя.

Вчера отмечали день памяти этого известнейшего художника - уроженца пригорода Зарагосы. Вообще же, его полное имя Хосе де Гойя-и-Лусьентес - мальчик из крестьянской семьи. Мне кажется, его судьба напоминает нашего Михаила Ломоносова, когда человек из низов своим умом и талантом пробил себе путь в жизнь и был титулован и отмечен королевским двором.

Goya_Self_portrait_with_spectacles_(Musee_Goya_Castres).jpg
Автопортрет, 1791 год

Я абсолютный дилетант в живописи, не могу похвастаться глубокими знаниями течений и стилей, но иду на поводу эмоций. Если картина нравится, то берусь изучать историю ее создателя и эпохи ее написания.

Картины Гойи находятся в музее Прадо в Мадриде. Чем он меня поразил, кроме своего огромного таланта? Тем, что мог позволить себе писать то, что ему хочется и делал это прекрасно! Как один художник 18 века в Испании мог быть автором портрета Королевской семьи и картины "Сатурн, пожирающий своего сына"!

goya_francisco_8.jpg
Сатурн, пожирающий своего сына

Что такое Испания в 18 веке?

Историки отмечают сильную архаичность Испании. В 18 веке здесь все еще царило средневековье, это особенно бросалось в глаза, если учесть, что через Перинеи находилась самая светлая и разумная страна в мире - Франция. Также отмечается, что испанцам было характерно "тайное пренебрежение к учености и разуму". Отмечу, что по сей день такое имеет место быть. Испанцы часто бравируют своим простым происхождением и нежеланием быть pijo - умным или стильным человеком.

Испанские герои - это выходцы из народа maja (majo). Это простые веселые люди, любящие внешнюю роскошь, игры и праздники. Причем они не гнушаются проворачиванием грязных делишек, а мужчины гордятся тем, что могут бить женщину, когда им вздумается.

300px-GOYA_-_Entierro_de_la_Sardina_(Real_Academia_de_Bellas_Artes_de_San_Fernando,_1812-14).jpg
Похороны Сардинки

Испанцы того времени - ярые консерваторы! Они ничего не хотели менять в устройстве страны и общества, их устраивала монархия, бедность и даже инквизиция! Самое главное, чтобы у них не отбирали право на веселье, корриду и вино. Напоминает наши дни, правда?

Диктатура церкви преобладала в Испании с 15 века и в 18 веке страна все еще находилась в ежовых рукавицах инквизиции. От действий которых не был застрахован никто: ни король и его свита, ни последний крестьянин в поле.

Francisco_de_Goya_-_Escena_de_Inquisición_-_Google_Art_Project.jpg
Трибунал святейшей инквизиции

Еретиком мог быть назван кто угодно по доносу соседа, родственника или прохожего с улицы. Тогда у стен были уши и глаза, соглядатаи церкви были повсюду.

Что могло быть ересью?

  • Ростовщичество, то есть ведение бизнеса,
  • Нетрадиционная сексуальная ориентация,
  • Двоеженство,
  • Изображение нагого тела на картинах,
  • Сомнения в полезности лечения болезней с помощью порошка из истолченного пальца Святого Игнасио,
  • Мытье рук перед едой.

Да, именно так. Чем им гигиена не по нраву? Мытье рук был обряд перед трапезой в шаббат у евреев. Это никак не подходило католической церкви. Спросите меня, почему сейчас в 2018 году ни одна мама не учит ребенка мыть руки перед едой! Теперь вы все знаете...

Вместе или по отдельности эти ереси приводили к акту аутодафе - акту веры, который и изобразил Гойя. Церковь - была отдельным государством со своей судебной системой, на которую зачастую не мог повлиять даже король. Да он и не спешил вмешиваться, дабы не садиться попой в муравейник! Мало ли, вдруг тем самым он бросит тень на свою персону. А также орган инквизиции был очень зажиточен. Ибо решение о наказании могло вырьироваться от мягкого, то есть выселение человека за пределы Мадрида, например, с конфискацией титулов, домов и имущества, до самого тяжелого - сожжения на костре. Причем, зрители на улице очень негодовали, если еретик недостаточно трагично умирает.... Есть определенное сходство с корридой в наши дни, когда народ ПРОСИТ убить быка как можно медленнее, чтобы наблюдать за его агонией...

В чем загадка Гойи? Его картины определенно не вписывались в эпоху, хотя он был первый, кто изобразил испанскую повседневность и уклад жизни. Его картины - яркая иллюстрация к странице в истории. Но они создавались вне установленных тогда канонов живописи. Сам Гойя писал, что он учился у Веласкеса и у природы. От своего учителя от перенял талант писать представителей королевского двора, за свою жизнь Гойя написал портреты почти всех 119 испанских грандов. Он был любим и почитаем двором, в 1786 году его сделали придворным живописцем (pintor de camara), а в 1795 году он был назначен Президентом мадридской академии художеств.

Его самой удачной работой, как он считал сам, был портрет семьи короля Карлоса IV.

п
Портрет семьи короля Карлоса IV

Но художественные критики того времени считали картину полным провалом и более того, достойной быть названной ересью. Почему? Считалось, что художник - особенно придворный живописец, должен сочетать правду с красотой. Гойя решил пренебречь этим правилом, и написал живых людей, а не королевскую чету. Слишком похоже на правду, слишком рискованно. Но король оценил портрет, и проделка Гойи сошла ему с рук.

Размер картины 2,85x3.36 метра, на ней изображены 13 человек королевской семьи, а как известно это несчастливое число, поэтому Гойя написал и себя за работой. За 6 "высокопоставленных голов" он получил 2000 реалов, за другие 5 по 1000. А за 3 головы: номер 12, 13 и 14 - ничего, потому что 12 и 13 - головы отсутствующих инфант, их Гойя писал по памяти и по описанию, а 14 - это его собственная. Вот такая бухгалтерия!

Кстати, те, кто дочитал до конца! Вопрос вам: почему одна дама стоит вполоборота так, что не видно ее лица? Ответ оставляйте в комментариях!

Это, конечно, не все про великого Гойю. В следующей части будет рассказ про его роковую любовь, болезнь и приключения одной картины!
Спасибо за внимание!


5BEBF522-2971-4202-9576-D630AEFA995B.png


Из Испании, ваша @katiagonzalez


Платформа для монетизации творчества - Pokupo.ru
Торговая платформа Pokupo.ru

3
305.027 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (16)
Сортировать по:
Сначала старые